Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы

Загрузка...

Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, вних собраны черты тех, которые считают себя лучшими других».«Главное свойство» гоголевского дара – «…очертить в такой силе пошлость пошло-го человека, чтобы вся та мелочь,которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».Эта особенность таланта писателя особенно отчетливо проявляется в обрисовке ха-рактеров помещиков в поэме «Мертвыедуши».Типизация – одна из самых существенных черт литературы критического реализма. Она отчетливо выступает в творчествеН. В. Гоголя.

Стремясь создать типический харак-тер, Гоголь широко использует интерьер.Первый, если можно так сказать, очаг сентиментализма, с которым встречается чи-татель «Мертвых душ», – это имениеМанилова. Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все – от английской планировки посадок перед домом до задумчивоймечтательно-сти самого владельца.Историк русской литературы И. Н. Розанов писал, что в эпоху литературного сенти-ментализма «особенно в моде были«уединение и сердце». Гоголевский текст отражает это с феноменальной точностью.

Помимо «Храма уединенного размышления»уединение фигурирует также в словах Чичикова. Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова ещеболее подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудость. Печатьнеопределенности, расплывча-тости и лежит здесь на всем: одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кустысирени, серенькие бревенчатые избы мужиков, серый день. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот женыбледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой».

Гоголь открывает читателю одиниз излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рас-сматривал жилище этого… человека, думаяпо нему отыскать свойства самого хозяина, как п!о оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление».В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределе-нен, неуловим.Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения.В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, обтянутой дорогой материей, стоят кресла, покрытые рогожею. «Хозяинв продолжение нескольких лет всякий раз пре-достерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще неготовы».

В неко-торых комнатах вовсе не было мебели, «хотя было говорено в первые дни после женить-бы: «Душенька, нужнобудет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время по-ставить мебель».«Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перла-мутным щегольским щитом» соседствовал«ввечеру» с «медным инвалидом», но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги.«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й стра-нице, которую он постоянно читалуже два года».Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Мани-лов – человек «так себе, ни то ни се,ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя дажезаносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертную».В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, – этого он не знает.

Так просто – чтобыбыли «именины сердца». Гоголь дает это понять бу-квально одним штрихом: «На обоих окнах тоже помещены были горки выбитойиз трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами».Хозяин усадьбы не понимает, что его хозяйство приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения