Великий сатирик начал свой творческий путь с описания

Загрузка...

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость обывателей. «Миргород», «Арабески», «Ревизор», «Женитьба», «Нос», «Мертвые души» – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: «Со временем выхода в свет «Миргорода» и «Ревизора» «русская литература приняла совершенно новое направление». Критик считал, что «свершившаяся истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла.

Он не льстит жизни, но не оговаривает нее, он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого». Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы выявилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо «Приключения Чичикова, или мертвые души».

Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа, Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того чтобы поэма была издана.Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мелочей», к «холодным, раздробленным, повседневным характерам», должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о тяжелом, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: «Кто же как ни автор должен сказать святую правду!». Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, тем самым способствуя движению России вперед. В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу все дурное в России», вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, дураков, лжецов и т. п. В «Ревизоре» все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека «с необыкновенной легкостью в мыслях», превращение Хлестакова с трусливого «елистратишку» в «генерала» (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двух, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, потому что еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя «Божественная комедия» состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, сопровождающего лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей Родины – Италии, ее судьбы.

По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте «Божественная комедия», называемая «Ад».Итак, отправимся за героем поэмы «Мертвые души» Чичиковым. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, потому что читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Новосибирским. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи построены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилов, его рассматривать как отдельный образ нельзя, воспринимать как положительный (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость мнимая: «Позвольте этого вам не позволят»), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает чертами характера, но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.