Сочинение «ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Загрузка...

Н. В. Гогольвсегда считал поэму “Мертвые души”, работанад которой длилась около 17 лет, главнымпроизведением своей жизни. В письмах В.Жуковскому он восклицает: “Клянусь, я что-тосделаю, чего не сделает обыкновенныйчеловек... Если совершу это творение так, какнужно его совершить, то... какой огромный,какой оригинальный сюжет! Какаяразнообразная куча! Вся Русь явится в нем!”Действительно, замысел произведения былчрезвычайно сложен и оригинален. Он вомногом требовал переосмысления взглядов нажизнь, на Русь, на людей.

Необходимо былонайти и новые способы художественноговоплощения замысла. Привычные рамки жанровстановились для него слишком тесный. Апотому Н. В. Гоголь ищет новые формы длязавязки сюжета и его развития.В началеработы над произведением в письмах Н. В.Гоголя часто фигурирует слово “роман”. В1836 году Гоголь пишет: “...

вещь, над которой ясижу и тружусь теперь, и которую долгообдумывал, и которую долго еще будуобдумывать, не похожа ни на повесть, ни нароман, длинная, длинная...” И все жевпоследствии Н. В. Гоголь склоняется кследующему определению жанра своегопроизведения: поэма.Разобратьсяв столь необычном определении жанра “Мертвыхдуш” нам помогают сделанные позже наброскиН. В. Гоголя к “Учебной книге словесностидля русского юношества”.Н. В. Гогольпризнает существование повествовательнойпоэзии и выделяет в ней несколько жанров. “Величайшим”из них писатель считает эпопею, в которойотражается целая историческая эпоха, жизньнарода или всего человечества (“Илиада”Гомера).

Роман Н. В. Гоголь называет “слишкомусловленным” и считает, что его предмет —не вся жизнь, а лишь “замечательноепроисшествие в жизни”. Внимание авторадолжно быть сосредоточенонахарактерах, и прежде всего на главном герое.Кроме этого, Н. В. Гоголь выделяет еще одинжанр — “меньший род эпопеи”, стоящийпосередине между эпопеей и романом. Малаяэпопея не имеет “всемирный” характер, носодержит “полный эпический объемзамечательных частных явлений”. Ее герой —“частное и невидное лицо, но однако жезначительное во многих отношениях длянаблюдателя души человеческой”.

И далее: “Авторведет его жизнь сквозь цепь приключений иперемен, дабы представить с тем вместевживе верную картину всего значительного вчертах и нравах взятого им времени”. Крометого, Н. В. Гоголь особо выделяетсатирическую и обличительнуюнаправленность “меньшего рода эпопеи”.Как видим, именно эти сформулированныеГоголем характеристики малой эпопеинаиболее точно описывают характер “Мертвыхдуш”. Можно упомянуть и еще некоторыепризнаки этого жанра: более свободная, посравнению с романом, композиция, стремлениеавтора отыскать в прошлом “живые уроки длянастоящего”.Возникаетвпечатление, что, описывая жанр малойэпопеи, Н. В. Гоголь во многом анализировалглавное произведение своей жизни.Действительно, Чичиков, герой “Мертвых душ”,— лицо незаметное, не выделяющееся, ноименно такой человек представляет дляавтора огромный интерес как герой новоготипа, герой своего времени, выходящий наарену общественной жизни “приобретатель”,который опошлил все, включая даже саму идеюзла. Именно похождения Чичикова являютсясвязующим элементом сюжета.

Проводя герояпо русским дорогам, автору удается показатьогромный диапазон русской жизни во всех еепроявлениях: помещиков, чиновников,крестьян, усадьбы, трактиры, природу имногое другое. Исследуя частное, Гогольделает выводы о целом, рисует страшнуюкартину нравов современной ему России и,главное, исследует душу народа. РассужденияГоголя могут подниматься наобщечеловеческий уровень, и судит он своихгероев судом истории. И кроме того,действительность писатель изображает с “сатирическойстороны”, а именно это, по его мнению,позволяет писателю создать значительноепроизведение, “несмотря на мелочь взятогослучая”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения