Сочинение «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами…»

Загрузка...

Евгений Евтушенко очень верно подметил: "Поэт в России - больше, чем поэт". Быть поэтом - значит иметь особый талант, уметь выражать свои мысли и чувства не так, как все. Порой мы не можем словами облечь то, что твориться в нашей душе. А поэт, настоящий поэт может больше. Он может скрыто, посредством образов и символов, или открыто, напрямую говорить то, что чувствует, то, о чем тревожиться его сердце. Читая стихи мы проникаем внутрь самого автора, начинаем понимать его замысел. Рубеж 19 и 20 столетий открывала целая плеяда замечательных поэтов.

Впоследствии сей поэтический всплеск назовут "Серебряным веком", который вступил в свои права после более чем 60-летнего господства века золотого. Сборники стихов И. Бунина, Д. Мережковского, В. Брюсова, А. Белого и А. Блока открывали "серебряный век русской поэзии". Особо хотелось бы остановиться на творчестве Александра Александровича Блока, о котором В. Я. Брюсов заявил: "В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем". В конце 19 века на смену реализму, как литературному течению, пришло новое - символизм.

Первоосновой русского символизма явилась идеалистическая концепция двоемирия. Согласно ей - весь окружающий мир является тенью, символом, познать который можно лишь посредством интуиции. Призывать разум на помощь в такой ситуации - не имеет смысла. Немалое влияние на формирование русского символизма оказало и творчество зарубежных поэтов-символистов, таких как Ж. Бодлер, Рембо. Символизм представлял собой течение, в котором было деление на "старших" и "младших". А. Блок относился к так называемым "младшим" символистам, деятельность и творчество которых приходилось на начало ХХ века. Сущность символизма составляли три элемента: мистическое содержание, наличие символов и идея параллельного существования двух миров.

Влияние символизма заметно прослеживается в раннем творчестве поэта. Центральное место в ранней лирике поэта занимает тема Прекрасной Дамы. Ее образ очень символичен, а следовательно его стоит понимать по-разному. Это и простая женщина, та же Незнакомка, это и Дева Мария, перед которой все преклоняются, это и высшее идеальное начало. "Стихи о Прекрасной даме", как и положено произведениям поэта-символиста, окутаны атмосферой тайны и мистики.

Лирический герой Блока предстает перед нами в образе простого земного человека, трепещущего в ожидании любимой. Драматизм произведений подчеркивается смесью ожидания и страха, страха за то, что она не придет: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике твоем предчувствую тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо.

И молча жду, - тоскуя и любя. Предчувствуя, ожидая ее появления, поэт словно через пелену смотрит на нее: Дыша духами и туманами, Она садиться у окна. Помимо символичных образов поэт использует и символику света. Различные цветовые гаммы помогают полнее раскрыть задумку автора. К примеру, белый цвет часто ассоциируется у Блока с чистотой и гармонией, светом и счастьем. Черный и лиловый, наоборот несут в себе тревогу, отчаяние и пустоту: "черный час", "черная злоба". Немало своих произведений А. Блок уделяет свой второй любви - России.

В стихотворении "Русь" родина предстает перед читателями таинственной, колдовской землей. Итогом размышлений Блока о судьбе своей страны явился цикл стихов "Родина", создававшийся 9 лет. Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия". В нем звучит искреннее признание автора строк в любви к Родине, пусть нищей, пусть убогой: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Переживая тяжелое для страны время, он не перестает верить в ее величие и мощь.