Сочинение «Тема революции и гражданской войны у М. Булгакова»

Загрузка...

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но и изменили жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна, по своей сути, любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое самим автором, уже в романе А. Фадеева “Разгром”. Философски осмыслил суть событий в России начала века многие годы спустя Б. Пастернак в своем романе “Доктор Живаго”.

Во многом близок к творчеству Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом, — М. Булгаков. Мне хотелось бы подробнее остановиться на его пьесе “Дни Турбиных”.Булгаков узнает о том, что в Киеве умерла его мать. Эта смерть послужила толчком к началу работы над романом “Белая гвардия”, а уже потом из романа родилась пьеса. В романе и в пьесе отражены впечатления М. Булгакова от жизни в Киеве, его родном городе, в страшную зиму 1918—19 годов, когда город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человека решал ход истории.

В центре пьесы — дом Турбиных. Его прообразом во многом стал дом Булгаковых на Алексеевском спуске, сохранившийся до наших дней, а прототипами героев — близкие писателю люди. Дом Турбиных — это центр, средоточие духовной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями Дома и даже в самое трудное время стараются их сохранить. В пьесе “Дни Турбиных” возникает конфликт между человеческой судьбой и ходом истории. Гражданская война врывается в дом Турбиных, разрушает его привычный уклад.

Емким символом в пьесе становятся не раз упоминаемые Лариосиком “кремовые шторы” — именно эта грань отделяет дом от охваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса строится по “кольцевому” принципу: действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, а между этими сценами местом действия становятся то рабочий кабинет украинского гетмана, из которого сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы; то штаб петлюровской дивизии, которая входит в город; то вестибюль Александровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре и защитить город. Именно эти события истории круто изменяют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели дома оказываются перед нелегким выбором.Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы.

Елка в доме, крещенский сочельник 19-го года. В город входят красные войска.В действительности два этих события не совпадали по времени — красные войска вошли в город позже, в феврале, но М. Булгакову необходимо было, чтобы на сцене была елка, самый домашний, самый традиционный семейный праздник, который лишь острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего прекрасного, создававшегося веками и обреченного мира. Горькой иронией звучит и реплика Мышлаевского: после того как Лариосик произносит слова из чеховской пьесы “Дядя Ваня”: “Мы отдохнем, мы отдохнем...” — слышатся далекие пушечные удары, в ответ на них следует сказанное Мышлаевским ироническое: “Так! Отдохнули!..” В этой сцене с особой наглядностью видно, как история врывается в жизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни сменяет век XX, наполненный событиями бурными и трагическими. За их громовой поступью не слышен голос отдельного человека, его жизнь обесценена.

Так через судьбу Турбиных и людей их круга М. Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и гражданской войны.Особо следует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе, перед которым оказался главный герой произведения — полковник Алексей Турбин.