Сочинение «Тема народа в прозе Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Загрузка...

Большинство повестей и рассказов Николая Васильевича Гоголя пропитаны фантастикой и сатирическим изображением действительности, равно как и сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Многие произведения этих поистине русских писателей раскрывают образ той чиновничьей России, которая существовала в середине XIX века. А что такое Россия? Россия – это в первую очередь ее народ, судьба которого пестра трагическими моментами. Одно из ранних произведений Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Тематика «Вечеров…

» - характеры, духовные свойства, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства («Сорочинская ярмарка», «Вечер на кануне Ивана Купалы») и мелкого поместного дворянства. В «Вечерах…» герои находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение же самого автора к сверхъестественным явлениям ироническое. Объятый думами о «гражданском служении», писатель изображал, опираясь на фольклорно-этнографические материалы, духовную сущность, нравственно-психологический облик народа. Глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью Гоголя в Петербурге, сказались в так называемых «Петербургских повестях», созданных в 1931-1941 годах. Все повести связаны общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя («маленького человека»), единой темой (развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы).

В «Невском проспекте» Гоголь отразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, грань между возвышенной мечтой и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и жуткой бедностью большинства. Но наиболее ярко жизнь России отразилась в столь обширных гоголевских произведениях как «Ревизор» и «Мертвые души». В "Ревизоре" перед нами предстает уездный городок, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Если представить этот город в виде пирамиды, то на вершине окажется своего рода царек – городничий. Есть в городе и свой бомонд, свое общественное мнение, свои поставщики новостей в лице городских помещиков Бобчинского и Добчинского.

И лишь внизу, под пятой чиновников и полиции течет жизнь простого народа. Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются события, связанные со служебными отношениями в чиновничьей среде. Это событие – приезд ревизора. Но забота тревоженных властей направляется лишь на соблюдение внешних приличий, благопристойности, а о том, что творится в городе, что процветают грабеж и насилие, никому нет дела. Гоголь назвал город, в котором происходит действие, «сборным городом всей темной стороны». В финале комедии выражается мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора. Обратимся к поэме «Мертвые души».

Гоголь задумывал «Мертвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Ему как нельзя лучше подошел сюжет предложенный А. С. Пушкиным. Стремление показать всю Русь побудило Гоголя объехать вместе с Чичиковым необозримые российские пространства. Картина жизни и быта губернии, в которой (как и во всей стране) основой социального строя являлось эксплуатация народного труда, разворачивается перед читателями по мере того, как Чичиков знакомится с помещиками и чиновниками города NN. Автор описывает имение помещика, их время препровождение, показывая таким образом картину полного упадка крестьянских хозяйств. Особенно это заметно в имения Манилова, Ноздрева, Плюшкина.

Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности не жизнеспособны. Гоголь подчеркивает и моральное опустошение помещичьего класса. Он ведет читателей под праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» Коробочки, от бесшабашного мота Ноздрева к кулаку Собакевичу.