Сочинение «Тема любви у Блока»

Загрузка...

Любовь - священный дар. Это одно из тех чувств, которому писатели и поэты посвящают большинство своих произведений. Каждый в ней видит что-то свое: кто спасительную силу, кто - губительную; кто превозносит ее, а кто - принижает, делая пошлой и низкой. Видимо каждый человек, исходя из собственного удачного или неудачного опыта, и строит в дальнейшем некую конструкцию, называемую любовью. Но ведь она многогранна, необъятна и в принципе непостижима! Даже сейчас, живя в XXI веке - так называемом веке прогресса разума и техники, - мы не можем найти ответ на вопрос что это? откуда берется это чувство, а самое главное - как заглушить боль, которую она оставляет после себя.Рубеж в истории России между 19 и 20 веком ознаменовался многими историческими событиями. Здесь и изменения в политической жизни страны, и в экономике, и в социально-культурной сфере. После более чем 60-летнего господства "золотого века" в литературе, ему на смену приходит новый - "серебряный век". Открывала этот рубеж такая замечательная плеяда писателей как А. Блок, В. Брюсов, Н. Гумилев, Б. Пастернак и другие.

В литературе возникали и новые, ранее не существовавшие течения. Например такие как, символизм, футуризм и акмеизм. Символизм, как литературное течение, возник в конце 80 - начале 90-х годов 19 века. Это новое направление вобрало в себя идеалистическую концепцию двоемирия, а также художественное творчество зарубежных поэтов-символистов. В основе символизма лежали три незыблемых элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. Под символом следует понимать поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления. Очень часто поэты-символисты посредством символа передавали свои индивидуальные представления о том или ином событии.

Одним из наиболее известных и часто цитируемых поэтов-символистов является Александр Александрович Блок. Его имя очень часто связывают с революцией 1917 года, с советской Россией. Но это мнение довольно-таки ошибочно. Немалое количество своих произведений он посвятил ей - любви, а точнее в стихах о любви воспел образ Прекрасной Дамы - той, что неподвластна времени и окутана тайной.В своей ранней лирике поэт часто обращается к теме Прекрасной Дамы. Сам образ очень символичен: с одной стороны, это и собирательный образ женщины, с другой - это высшее идеальное начало. В то же время это и земная женщина - Любовь Менделеева, в которую был влюблен поэт.

Красота, гармония и неразгаданная тайна - все это сочетает в себе Прекрасная Дама.А. Блок живет ожиданием и предчувствием ее появления, но в тоже время испытывает и страх: а вдруг не придет? вдруг это все мои мечты?:Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -Все в облике одном предчувствую Тебя.Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,И молча жду, - тоскуя и любя.

Окунаясь в мир грез и мечты, автор не забывает и о реальности, приземленной жизни. В стихотворении "Мы встречались с тобой на закате..." он рисует совершенно земную картину:... Ты веслом рассекала залив.Я любил твое белое платье,Утонченность мечты разлюбив.

Но со временем поиски идеала завели поэта в тупик. Не имея возможности что-либо противопоставить мещанскому, буржуазному миру. А. Блок обращается к противоречивой реальности и пишет стихотворение "Незнакомка" в 1906 году. В сюжете выделяется две повествовательные линии: первая - это реальная, земная жизнь, с присущей ей пошлостью, обыденностью и низменностью проявления человеческих чувств:И каждый вечер, за шлагбаумами,Заламывая котелки,Среди канав гуляют с дамамиИспытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,И раздается женский визг,А в небе, ко всему приученный,Бессмысленно кривится диск.Вторая линия - это появлениесреди обыденной, пошлой атмосферы таинственной незнакомки, которая явно противопоставлена всем окружающим:И каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?),Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне.