Сочинение «Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса»

Загрузка...

Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не оставляло до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности у современников в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем надежд и стремлений тысяч людей. После смерти писателя его произведения начали поддавать острой критике, и только в XX веке стало полностью очевидным значение творчества Диккенса. Его биография нашла отображение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Отец был бедный служащий и за долги попал в тюрьму.

Диккенс с раннего детства самостоятельно зарабатывал деньги, работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображает современные события и пытается достичь взаимопонимания в причинах, что их вызывали. Ведущую тему творчества писателя можно определить как тему борьбы добра и зла, она раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отображает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства — одна из главных в его творчестве.Роман «Приключения Оливера Твиста» — первый «роман-воспитание», жанр, к которому Диккенс неоднократно обращается. Структура этих произведений похожа: ребенок, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуется родственниками, которые охотятся за наследством и хотят использовать беззащитность ребенка; благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из оков бедности, получает наследство, а вместе с ней и признание в обществе.

В начале творчества, и это отобразилось в «Оливере Твисте», Диккенс считает, что материальная награда, достаток — цель, к которой стоит идти, которая делает человека счастливым. Зло в «Оливере Твисте» имеет двойную природу: это общественное зло, выраженное у «работних домах», где содержатся обездоленные дети; но Диккенс изображает зло, объяснить которое ни писатель, ни читатель не могут, оно олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе за цель уничтожить Оливера. Образ Оливера идеального, его характер не изменяется на протяжении романа, он не подвергается влиянию обстоятельств, даже находясь среди плутов.В следующих романах тема детства углубляется. Диккенс осознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, за что автора немало упрекали и при жизни, а особенно после смерти. Но «счастливые концы» — это одна из черт философии писателя.

Он считал, что литература имеет сильное воспитательное значение, влияет на сознание и что счастливый конец утверждает оптимизм, радости жизни, гармонию, дает надежду, что человек никогда не будет одинок. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни «счастливые концы» бывают не всегда, он изменяет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастья.Наиболее характерный в этом отношении роман «Девид Копперфилд». Герой этого произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходить длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. Этот роман имеет автобиографичные черты и отбивает не только развитие героя, но и пути, которыми шел сам автор.

В этом романе порог между злом и добром не так четок: героев трудно разделить на сугубо позитивных и сугубо негативных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует прием смерти персонажей, которая помогает развязать немало конфликтов. В «Девиде Копперфилде» этот прием имеет совсем другое содержание: смерть не решает конфликт, а становится для героя тяжелым испытанием, из которого он приобретает жизненный опыт.