Сочинение «Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»»

Загрузка...

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» о событиях в XVIII веке. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которые готовят России Простаковы и Скотинины. У Фонвизина слово «недоросль» не имело определенного значения. Недоучками назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, ироничный смысл.

Воспитание детей – это проблема государственная. Но решает ее не только система образования, но и каждая семья отдельно. До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоучки». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей. Ничем не нагружают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.

Митрофан – единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать» … Уже этим многое сказано.

Мать – жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Необразованная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценой подешевле». Чего стоят ее советы сыну: «… друг мой, ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься!». «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.

Не учись этой глупой науке!». Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Пелагею, которая тяжело заболела. Она не учитывает достоинство тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его свободы и своего мнения, унижает Софью, считая ее приживалкой. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.

В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья – богатая невеста, мать льстит перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь».

Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. К Митрофану пришли учителя, а он рычит: «Шибеник их забери!» Цифиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей», то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» – И наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжитесь, маменька!

». Это есть прямое следствие дурных качеств его родителей.Митрофан – недоросль прежде всего потому, что он полный невежд, не знает ни арифметики, ни географии, неспособен отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, потому что не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в этих головы прийти не может. Митрофан не рвется ни к обучению, ни к службе и предпочитает положение «недоучки».