Сочинение «Смысл названия и проблематика одного из»

Загрузка...

Смысл названия и проблематика одного изпроизведений И. А. Бунина (по рассказу «Лёгкое дыхание»)Как известно, название произведения несёт на себе большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит в себе не только тему, но и главную идею или конфликт. Эта характерная черта относится, прежде всего, к творчеству И. А. Бунина. В сборнике «Тёмные аллеи» (1943 год) многие рассказы озаглавлены исходя именно из такого критерия: «Тёмные аллеи» (символ таинственности любви и душ влюблённых), «Смарагд» (символ чистоты чувств, их индивидуальности). И таких примеров множество.

Одним из самых интересных и таинственных названий рассказа в указанном сборнике является «Лёгкое дыхание». Это трагичная история Оли Мещерской, которая погибает от рук своего любовника. А если обратиться к проблематике всего цикла «Тёмные аллеи», то станет ясно, что трагический мотив является здесь сквозным.Ещё в поэзии 1910-х годов Бунин раскрыл трепетные переживания: ожидание счастья, пробуждение души.

В русском фольклоре, в мифах других народов увидел он созвучное себе преклонение перед красотой. Но, пожалуй, самым близким автору стал мотив утраты молодого чистого чувства. Дума о нём отлилась во множестве просветлённо-печальных стихотворениях этих лет:Нам тогда - тебе шестнадцать было,Мне семнадцать лет,Но ты помнишь, как ты отворилаДверь на лунный свет?Потому высокой нотой прозрения звучат строки и воспоминания о давно покинувшей земной мир возлюбленной.Ситуация по-иному была истолкована в прозе Бунина. Взыскательный взгляд обращен здесь и истокам преждевременной гибели юного существа. В результате появилась подлинная жемчужина творчества писателя - рассказ «Лёгкое дыхание».

Повествование, лаконичное и многозначное, построено на обилии событийных, психологических контрастов, которые воспринимаются не приёмом изображения, а важным элементом авторской концепции. С первых строк складывается двойственное ощущение: кладбище, голые деревья, холодный ветер, намогильный крест с венком и - фотографический портрет гимназистки, «с поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь, печаль и радость есть символы судьбы Оли Мещерской.Противоречивые впечатления накапливаются и дальше: гимназическая слава Оли и толки о её ветрености; беззаботность, счастье и заключительная фраза - «совсем сошла с ума от веселья ».Всюду оттеняется разрыв между кажущимся и действительным, вплоть до заключительных моментов жизни девушки.

Детское поведение гимназистки на перемене и её признание в том, что она женщина; спокойная беседа в кабинете начальницы, а затем краткое сообщение: «А через месяц казачий офицер некрасивый и плебейского вида застрелил её на платформе».Внимание постоянно направлено к каким-то потаённым, греховным пружинам Олиного поведения. Вдруг открывается её тайная связь то с офицером, то с пятидесятишестилетним Малютиным. Тем не менее, до конца рассказа сохранено удивительное дыхание красоты «бессмертно сияющие чистым взглядом глаза».

В самой трактовке образа есть двойственность оценок, что и вызвало спорные суждения о произведении.Понять его помогает сам Бунин, сказавший о рассказе: «Мы называем это утробностью, а я назвал лёгким дыханием. Такая наивность и лёгкость во всём, и в дерзости, и в смерти, и есть лёгкое дыхание, недумание».Снова это слово - «недумание». Почти все герои Бунина не умеют, не обучены или не хотят думать.

«Легкое дыхание» развивает коренную и трагичную для Бунина тему. Оля повторяет: «Я не понимаю, как могло это случиться», «я никогда не думала, что я такая». В рассказе постоянно присутствует мотив стихийного движения, стремительные, неосознанные перемены - импульсивность поступка: «Я совсем сошла сума».В душе Мещерской нет ни осмысленного порока, ни боли раскаяния, ни чувства мести. Но такое положение страшно: гибнет создание, не уразумевшее опасности своего положения.