Сочинение «Сергей Есенин – «Последний поэт деревни»»

Загрузка...

За Сергеем Есениным прочно закрепилась слава поэта «с крестьянским уклоном». По своему рождению и призванию он был таким: «У меня отец – крестьянин, Ну а я – крестьянский сын». Мир стихов Есенина – мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока – городской. Поэт – один из немногих в русской литературе того времени выходец из села, и он по праву воспринимал себя как лирического представителя сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии. Первый сборник есенинских стихов называется «Радуница». С ним нам открывается возможность заглянуть в жизнь родного поэту села.

Его пейзажи только отчасти «естественные» – в них настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом. Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях – вот содержание ранней поэзии Есенина. Крестьянская работа со всеми ее тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца – все это хочет описать он в своих стихах. Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина.

Троицы день и Купала, девичник и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихов. Так, в чередовании труда и нехитрых праздников, и проходит жизнь обитателей сельского мира Есенина. Мир этот – патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий «пытать людей в любви» – все эти образы неотъемлемая часть его описаний.

Религиозность присуща селу изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. А кроме того, в ней мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, что радует душу зрелище:Пахнет яблоком и медомПо церквам твой кроткий СпасИ гудит за горизонтомНа лугах веселый пляс.Постепенно, в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близок и дорог его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:Гой ты, Русь, моя родная,Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –Только синь в глаза.Мечты о будущем России у Есенина связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, «привязанную» к берегу, сельскому труду, к природе. Индустриальная Америка вызывает у него чувство острого неприятия. Его мечта – изменить облик этой «отколотой» страны. Его райская страна видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса. Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем ему добавлен поэтом характер глобального, мировоззренческого конфликта.

В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский – здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской – больной, порочный, убыточный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:Я усталым таким еще не был…Бесконечные пьяные ночиИ в разгуле тоска не впервые!Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, далекую от городских порочных забав, суеты. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы «грусть свою уменьшить», «золото овса подать кобыле», увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него городском мире.

Его решение остаться в нем обещает боль и тоску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию «хулигана». И поэтому ему часто хочется вернуться в родное село:Слушать песни дождей и черемух,Чем здоровый живет человек.Город враждебный и агрессивный.