Сочинение «Сергей Есенин о природе»

Загрузка...

Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В его лирике сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется.

Часто поэт прибегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива.Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов, например, “вечером синим”, “вечером лунным”, “заметался пожар голубой”, “предрассветное, синее, раннее” и др.Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отделить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение “Отговорила роща золотая...

”. Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить “березовым, весенним языком”, “милым” лирическому герою.Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием самого поэта:Как дерево роняет тихо листья,Так я роняю грустные слова.Осень в природе сравнивается с “осенью” в душе лирического героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением “отговорила роща золотая” и продолжается: “о всех ушедших грезит конопляник”.

Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник.Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.А с другой — его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:Я полон дум о юности веселой...А дальше:Но ничего в прошедшем мне не жаль.И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветер в даль.Юность же в памяти лирического героя осталась как “цветы”. Повторяющееся слово “не жаль” еще больше подчеркивает чувство утраты.

Двойственное отношение к прошлому передает инверсия “отговорила роща золотая”: с одной стороны, она “отговорила”, причем “веселым языком”, а с другой — ее уже “не жаль”. Однако автор называет ее “золотой”, то есть прошло самое лучше время в жизни лирического героя. Сам эпитет “золотая” вызывает в сознании читателя самые прекрасные эмоции.Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей молодости: журавли теперь пролетают “печально”, конопляник “грезит”, дерево “роняет тихо листья”.Природа и лирический герой в этом стихотворении неразрывно связаны.

Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы достичь гармонии с миром.Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. “Братья наши меньшие” наделены абсолютно всеми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано, — “Корова”.С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:Дряхлая, выпали зубы,Свиток годов на рогах.

И ее выгонщик грубыйНа перегонных полях.Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:Не дали матери сына,Первая радость не впрок.