Сочинение «Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)»

Загрузка...

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. И ранние сатирические произведения писателя представляют собой живой и непосредственный отклик на события современности: засилье бюрократии, господство лозунга над живой жизнью и многое другое. Но уже в этих произведениях за злобой дня, за животрепещущими вопросами вставали глубинные закономерности человеческой жизни. Особенно характерна в этом плане булгаковс-кая повесть «Собачье сердце».В центре повести — эксперимент профессора Преображенского, который в ходе своих научных опытов неожиданно получает возможность создать из собаки нового человека. Следует отметить, что все, происходящее вокруг и именовавшееся строительством социализма, воспринималось М. Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный.

К попыткам создания нового общественного устройства революционными, то есть насильственными методами, к воспитанию теми же методами нового человека писатель относится скептически. Для него это было таким вмешательством в естественный ход событий, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. Об этом повесть «Собачье сердце» и предупреждает читателя.Создав нового человека, профессор Преображенский пытается его воспитать. И у него есть все основания надеяться на успех, ведь он — человек высокой культуры и высоких нравственных правил.

В его взглядах много общего со взглядами самого писателя. «Что такое ваша разруха? — говорит профессор. — Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня будет разруха... Террор совершенно парализует нервную систему...».Почему же профессор Преображенский терпит поражение?

Прежде всего потому, что в процесс воспитания Шарикова вмешивается жизнь — закономерный результат той «разрухи в головах», о которой сам профессор трезво отдает себе отчет. Швондер дает Шарикову почитать Энгельса, пичкает лозунгами. Сказывается и наследственность — задатки бездомного люмпен-пролетария, к тому же алкоголика. И в том, что внутренняя сущность Клима Чугункина оказалась созвучной идеологии Маркса и Энгельса, — глубокая ирония повести.Бездомный Шарик, превратившись в Полиграфа Полиграфо-вича Шарикова, прекрасно приспосабливается к советской действительности. Он становится заведующим подотделом очистки города Москва от бродячих животных.

Шариков считает себя полноценной личностью, требует к себе уважения. Выправленное домкомом удостоверение личности автоматически делает социально равными ученого с мировым именем и вчерашнюю дворнягу. М. Булгаков показывает, что при попытке изменить общество старые устои легко разрушаются, а к новым условиям жизни легко приспосабливаются проходимцы, легкомысленные и безнравственные люди. А вот создать что-то новое и что-то сохранить значительно сложнее.Важная тема повести «Собачье сердце» — двойственность природы человека.

Звериное начало есть в каждом, даже в профессоре Преображенском: во время операции у него «зубы сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск... он зверски оглянулся, зарычал... злобно заревел». Но это — в момент чрезвычайного напряжения сил, вообще же поведением героя управляет сознание — то, что определяет в нем собственно человеческое.В Шарикове же все это меняется местами. Сознательное, умное в нем безусловно является прерогативой собаки.

Вспомним, что именно устами Шарика дается первая и очень выразительная характеристика профессора Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим оттого, что «вечно сыт». Бродяга-пес наблюдателен и социально грамотен (стоит вспомнить его разграничения между «товарищем», «господином» и «гражданином»), он добр, не лишен остроумия («ошейник — все равно что портфель»).