Сочинение «Родина и революция в лирике С. А. Есенина»

Загрузка...

Суровые, грозные годы! Но разве всего описать? С. Есенин Очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик — Есенин бесконечно любил Россию, ей посвящал свои лучшие стихи, помыслы и только с ней связывал свою жизнь. Вна-гале родина видится поэту кроткой и безмятежной. Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. Потом постепенно в его лирике нарастает драматизм: не все так просто и спокойно в окружающем мире. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Кто-то тайный тихим светом Напоил мои глаза. Поэт очень часто обращается к родине, как к живому существу, втягивая в беседу, призывая к лучшей жизни. О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь.

Октябрьская революция была воспринята Есениным как стихийный «вихрь», сметающий прогнивший «старый мир», но события оказались чрезвычайно сложными и запутанными для его понимания. Социализм мыслился поэтом как «мужицкий рай», где «нет податей за пашни», где живут вольготно и весело, отдыхают «блаженно», «мудро» и «хороводно». Братья миряне. Вам моя песнь. Слышу в тумане я Светлую весть.

А потом странными кровавыми событиями обернулась революция. И поэт устрашился ее железной поступи. Не жалейте же ушедших, Уходящих каждый час, — Там на ландышах расцветших Лучше, чем в полях у нас. Есенин переживает тяжелый период упадка, ему не пишется. Он ищет прибежища в кабаке, но постепенно талант и жизнелюбие берут свое. Поэт находит в себе силы и желание работать.

Пора приняться Мне за дело, Чтоб озорливая душа Уже по зрелому запела. И пусть иная жизнь села Меня наполнит Новой силой. Есенин пишет в разных поэтических жанрах, стремится создать стихи серьезного политического содержания, обращается к историко-революционной теме. Такова «Баллада о двадцати шести» — расстрелянных бакинских комиссарах. В январе 1925 года закончена поэма «Анна Онегина». О революции и гражданской войне поэт рассказывает словами самого народа, со знанием крестьянской психологии, социальных проблем, классовых противоречий.

Село Радово и деревня Криуши — часть необъятной России, здесь происходят события всероссийского значения. Скажи: Отойдут ли крестьянам Без выкупа пашни господ? Кричат нам., Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте Мы губили себя и других? Поэт уловил самое существенное в крестьянских разговорах: толкуют «о новых законах», о ленинском декрете, объявившем крестьян хозяевами натруженной земли. Теперь Есенин не чувствует себя чужим в шумной мужицкой толпе. Крестьяне уважают поэта: Ты — свойский, мужицкий, наш, Бахвалишься славой не очень И сердце свое не продашь, Бывал ты к нам зорким и рьяным, Себя вынимал на испод... Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает разбег, веру в новую жизнь.

Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина, Я — большевик. Ради вселенского Братства людей Радуюсь песней я Смерти твоей. Через десять лет после известного стихотворения «Русь» (1914) поэт создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», объединенные в 1925 году автором в программном для него сборнике «Русь советская». Изменился Есенин, но еще больше изменилась деревня. Трудно поэту сразу осмыслить и понять те социальные процессы, которые затронули крестьянскую жизнь, народный быт, колокольня без креста, иконы выброшены с полок, дед украдкой ходит в лес молиться осинам. Ломается старый порядок.

Беседа поэта с дедом «печальная», но есть молодое поколение, созидающее новую жизнь. На стенке календарный Ленин. Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя, — Но все ж готов упасть я на колени, Увидев вас, любимые края.