Сочинение «Реалистические черты прозы Бунина»

Загрузка...

Иван Алексеевич Бунин — последний русский классик, лауреат Нобелевской премии. Будучи представителем уходящей дворянской культуры, Бунин всвоих произведениях запечатлел жизнь России конца XIX — начала XX века.Особенно дороги писателю были те черты прошлого, которые отмечены утонченным восприятием красоты и гармонии мира. "Дух этой среды, романтизированной моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах", — писал он впоследствии.Талант писателя, огромный, мощный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству. Его произведения уподобляли "матовому серебру", язык именовали "парчовым", а беспощадный психологический анализ — "ледяной бритвой".

Горький назвал его "первейшим мастером в современной русской литературе".Для Бунина прошлое России стало неким идеальным образцом духовности. Но тем не менее он принадлежал своему противоречивому, дисгармоничному времени. И реальные черты этого времени с замечательной силой воплотились в его "Деревне". В этой "жестокой" повести на примере судьбы братьев Красовых показаны разложение и гибель крестьянского мира. Метаморфозы внешней, бытовой и внутренней, нравственной жизни пугает уродливыми явлениями и деталями Эта линия повествования усилена стра даниями главного героя Кузьмы Красова, весь свой век проведшего в неустанных поисках правды и красоты, но так и не нашедшего их. Прозябание Кузьмы в Дурновке, его "смертельная тоска" в связи с бессмысленным и жестоким поведением мужиков выглядит суровым обобщением происходящего.

Происходящее в селе Дурновке мы видим через восприятие двух братьев Красовых — деревенского кулака Тихона и бедняка, неудачника и поэта-самоучки Кузьмы. Безрадостны наблюдения, которые накопили за время жизни в Дурновке братья, особенно Кузьма. Нищая и голодная деревня, обреченная на полное разорение и вымирание, оживляется с началом событий 1905 года. ..Крестьяне принимают участие в разгроме помещичьих и кулацких усадеб. Выступления их стихийны, бессмысленны, бесперспективны и с самого начала обречены на провал.

Революция подавлена, и вчерашние "бунтовщики" или смирились, или скрылись подальше. Деревня снова погрузилась в непробудную спячку.Жизнь в Дурновке наложила свою печать на ее обитателей. Бестолков и бесхозяйствен крестьянин по прозвищу Серый. Еще более несуразен и нелеп его сын Дениска, принимавший участие в бунтарских выступлениях крестьян.

Сам Кузьма Красин, гуманный и совестливый, однако, ведет себя пассивно. Он бездеятелен и не в силах ничего противопоставить окружающему бесправию и мраку.Бунин стремится показать, что лучшие люди деревни — это люди, несущие в своем внешнем и внутреннем облике черты далекой и милой сердцу писателя седой старины. Таков величественный столетний старец Иванушка, такова деревенская красавица по прозвищу Молодая.

Но людям этим несладко в Дурновке. В нищете и голоде кончает свой век Иванушка, овдовевшая Молодая отдана замуж по прихоти Тихона Красова за нищего, уродливого Дениску. Мрачной картиной их венчания в метельный зимний день завершается повесть.О судьбе великой страны, о ее бесконечных богатствах и нищей убогости мучительно размышляет Кузьма Красов. "Чернозем-то какой!

Грязь на дорогах — синяя, жирная, зелень деревьев, трав, огородов — темная, густая... Но избы — глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб — рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками. Пещерные времена, накажи Бог, пещерные!"Кажется, что это не Красов, а сам автор выносит на суд читателя противоречивые свои думы о судьбе России. Но за горькими картинами жизни крестьянской Бунин все время видит глубинную, многовековую историю России, за темными и искалеченными судьбами — огромные, неразбужен-ные силы, таящиеся в русском человеке.