Сочинение «Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Загрузка...

В 1921 году в стихотворении дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лои. тиной советскаяИ вылезлоИз-за спины РСФСРМурлоМещанина.В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж — обыватель. В XIX веке о нем писали Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский и Г. И. Успенский. На рубеже столетий он приковывал пристальное внимание А. П. Чехова и И. А. Бунина, А. И. Куприна и В. Г. Короленко, Л. Н. Андреева и М. Горького. В годы революции и Гражданской войны обыватель на время затаился. С подобно Лисовичу из гвардии », наблюдал он сквозь щелку между ситцевыми занавесками перипетии кровавой борьбы, но, как только над шестой частью суши окончательно и бесповоротно утвердилась власть рабочих и крестьян, вздохнул с облегчением и стал искать свое теплое местечко в новой жизни. Из российского обывателя он превратился в обывателя советского.

Со всех необъятных российских нив, С первого дня советского рождения Стеклись они, Наскоро оперенья переменив, И засев во все учреждения.Проник обыватель и в «одну из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемую Там его в конце двадцатых — начале тридцатых годов и нашел Михаил Афанасьевич Булгаков.В Толковом словаре читаем: — человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными ин Московские страницы романа посвящены жизни творческой интеллигенции. Это литераторы (Берлиоз, Бездомный, Рюхин), театральная администрация (Лиходеев, Римский, Варенуха). Однако выясняется, что перед нами люди, «живущие только мелкими личными интересами». Они ничем отличаются от публики варьете, от Никанора Ивановича Босого, от буфетчика Сокова.

«Люди как люди», — говорит о москвичах Воланд. Какой смысл вкладывает он в эту фразу? Я думаю, тот, который и должен вкладывать Сата64Для Воланда люди — грешники. Они слабы и не могут устоять перед мирскими соблазнами.

Появление Воланда в Москве тридцатых годов не случайно. Роман начинается с разговора о вере, и Берлиоз с гордостью заявляет, что и он, и Бездомный — атеисты. В городе, где правят засевшие во всех учреждениях безбожники, царит грех. Если в душе нет Бога, его место занимает дьявол. Мне кажется, новаторство Булгакова как раз в том и заключается, что он впервые в русской литературе уравнял понятия «обыватель» и Впрочем, раньше это сделала советская действительность. Перечитав знаменитые десять заповедей, мы легко убедились в том, что булгаковские москвичи повинны в нарушении доброй половины из них.Семплеяров — прелюбодей. Лиходеев — пьяница, ведущий распутный образ жизни, Латунский — лжец.

А чревоугодие! Чем славится Дом писателей? Рестораном, да еще таким, который именуют «Грибоедовым». Фамилия русского писателя обретает в таком контексте гротескный смысл.

Невольно вспоминается возница, сопровождавший тело убитого в Тифлисе Грибоедова. На вопрос А. С. Пушкина, кого везете, он ответил: «Грибоеда!»Литераторы булгаковской Москвы в буквальном смысле «грибоеды ». Они бездарны, для них литература лишь средство создания собственного благополучия.

Среди завсегдатаев Грибоедова нет писателей. Писатель в романе только один. Это Мастер. Но и Ф. М. Достоевский, не имеет никакого писательского удостоверения.

О таланте Мастера говорит рукопись романа о Понтии Пилате, подвергшаяся жестокой критике со стороны обывателей, пригревших местечки в различных литературных организациях.Чтобы обнажить перед читателем обывательскую сущность «творческой М. А. Булгаков и призывает на помощь Воланда и его свиту. Воланду нечего и некого бояться, у него нет корысти верить в миражи, он пришел восстановить справедливость, совершить разоблачение, назвать вещи своими именами. Ну, например, сказать про «осетрину второй свежести, что она пухлая ».