Сочинение «Образы-символы в поэзии Есенина»

Загрузка...

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, — это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, "черемуховую вьюгу": "Сыплет черемуха снегом" Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.Белые цветы и белая кора березы (береста) также "связываются" друг с другом. А общий для них признак — белый цвет — ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:Снежная равнина, белая луна.Саваном покрыта наша сторонаИ березы в белом плачут по лесамКто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?("Снежная равнина, белая луна ")С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины.

А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка — это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:Снежная замять крутит бойко,По полю мчится чужая тройка.Мчится на тройке чужая младость,Где мое счастье? Где моя радость?Все укатилось под вихрем бойкимВот на такой же бешеной тройке.("Снежная замять крутит бойко...

")Каждого образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка — кони, сани — колокольчик... И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова "окно".Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.Здесь слово "окно" — только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом "мерзлый", оно превращается в поэтический образ:И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.

Образность слова "окно" усиливается также за счет ее связи со словом "ставни" — "атрибутом" окна:А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении "Подражанье песне" лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:Я смотрел из окошка на синий платок...В пряже солнечных дней время выткало нить...

Мимо окон тебя понесли хоронить.Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.("Береза")Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дняПонесут с могильным пеньем хоронить меня...Ты увидишь из окошка белый саван мой...("О дитя, я долго плакал над судьбой твоей...

")Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, "подошла, взглянула в мутное окошко..." Даже боги с ангелами в "райском тереме" — и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: " Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай..." ("Микола")Таким образом, окно — важная деталь в поэтическом мире Есенина.