Сочинение «ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Загрузка...

Центральнымв романе является образ Рахметова — нетолько “нового”, но еще и “особенногочеловека”, “высшей натуры”, в которомслились лучшие черты передовых людей эпохиН. Г. Чернышевского. Будучи по происхождениюаристократом, )н становится демократом повзглядам на жизнь и жизненныеидеалы.Рахметов — профессиональный революционер,революционный вождь. Это “рыцарь безстраха и упрека”, человек будто выкованныйиз чистой стали. Таких людей, как он, немного.“Я встретил, — замечает Чернышевский, — досих пор только восемь образцов этой породы...

”Рахметов несразу стал “особенным человеком”.Сближение с Кирсановым, познакомившимРахметова с учением социалистов-утопистови философией Фейербаха, явилось толчком кпревращению его в “особенного человека”.“Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер,плакал, прерывал его слова восклицаниямипроклятий тому, что должно погибнуть,благословений тому, что должно жить”.Рахметов, изучив теорию социализма, скоропереходит к революционному действию,становится революционером, человеком “особойпороды”. “Он поважнее всех нас здесь,взятых вместе”, — говорит о нем Кирсанов.Рахметов с поразительной быстротойрасширяет круг своих занятий после того,как переходит к революционной деятельности.В двадцать два года “он был уже человекомочень замечательно основательной учености”.

Читаел Рахметов только “самобытные”сочинения, и это потому, что, по его мнению,“по каждому предмету капитальныхсочинений очень немного; во всех остальныхтолько повторяется, разжижается,, портитсято, что все гораздо полнее и яснее заключенов этих немногих сочинениях. Надобно читатьтолько их; всякое другое чтение — тольконапрасная трата времени”. Понимая, что силавождя — в его близости к народу, Рахметовизучает жизнь трудящихся. Пешком исколесилон всю Россию, был дровосеком, пильщиком,камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржипо Волге. За силу бурлаки его прозвалиНикитушкой Ломовым в память легендарноговолжского богатыря. Рахметов готовил себя креволюционной деятельности, знал, что емупридется переносить лишения, муки, бытьможет, даже пытки.

И он заранее закаляетсвою волю, приучает себя выдерживатьфизические страдания.Рахметовотличается редкой работоспособностью. “Онуспевал делать страшно много, потому что и враспоряжении временем положил на себяточно такое же обуздание прихотей, как вматериальных вещах. Ни четверти часа вмесяц не пропадало у него на развлечения,отдыха ему не было нужно”. Занятия его былиразнообразны, и смена их являлась дляРахметова отдыхом. О тайной революционнойработе Рахметова Чернышевский, по вполнепонятным причинам, не мог говорить открыто.Он только упоминает о том, что у Рахметова “дел...была бездна, и все дела, не касавшиеся личнодо него; личных дел у него не было, это всезнали...

Он мало бывал дома, все ходил иразъезжал, больше ходил. Но у него... бывалилюди... часто по нескольку дней его не бывалодома.

Тогда вместо него у него сидел ипринимал посетителей один из его приятелей,преданный ему душою и телом и молчаливый,как могила”. Рахметов, зная, что революциинужны преданные и знающие люди, заботится оподготовке революционных кадров: внескольких университетах учатся егостипендиаты, готовящиеся к подпольнойдеятельности. Рахметов кажется человекомсуровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишьневеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем”. Но суровость его тольковнешняя. “При всей своей феноменальнойгрубости, он был, в сущности, оченьделикатен”, — замечает Чернышевский.

“Какойэто нежный и добрый человек”, — думает онем Вера Павловна.Рахметовотказывается во имя революционной работыот личного счастья. “Я должен подавить всебе любовь, — говорит он любимой женщине,— любовь к вам связывала бы мне руки, они итак не скоро развяжутся у меня — ужесвязаны.