Сочинение «Н. В. ГОГОЛЬ. МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Загрузка...

Поэма “Мертвыедуши” была написана в 1841 году. Руськрепостников и чиновников описана Гоголемсо всей беспощадностью великого реалиста.Помещичье дворянство являлось основнойполитической силой России. Помещикивладели не только землей, но и людьми,подобно тому, как человек может владетькакой-нибудь вещью.Основусюжета поэмы составляет афера Чичикова,который, путешествуя по русской провинции,скупает “мертвые души”. Мертвыми душаминазывали крестьян, которые числилисьживыми по спискам до очередной ревизии, апоэтому за них нужно было платить налог.

Чичиков хотел купить землю в Херсонскойгубернии и стать по бумагам владельцемкрепостных. Под залог этого имущества онхотел получить ссуду, а потом пуститьденьги в оборот, получив большой доход.Автор,следуя за своим героем, показал самыеразличные типы крепостников-помещиков.Создать живописные образы помещиков Гоголюпомогает искусное владение деталью вописании и быта, и характеров героев.Один изтаких помещиков — Манилов. Интерьер егодома, как и все имение, свидетельствует охарактере хозяина. Речь Маниловасоответствует его натуре — сладкая,бессодержательная.

Он постоянно о чем-тодумает, живет как-будто вне жизни. Мысли егопусты, мечтания — бессмысленны. Манилов незанимается своим хозяйством, а носится скакими-то идеями. Гоголь подчеркивает, чтоМанилов, находясь раньше в полку, считалсяодним из самых образованных офицеров.Одной этойфразой Гоголь раскрывает нам уровеньофицеров николаевской армии. Манилов —непрактичный человек.

Он не задумываетсянад странной просьбой Чичикова и дарит емумертвые души.В отличиеот Манилова, Коробочка жадна. Знакомство сней начинается с описания ее имения: “...узенькийдворик весь был наполнен птицею и всякойдомашней утварью”. В комнате у Коробочкибыло множество картин с изображениемживотных. Хозяйственность Коробочкиграничит с суетливой бестолковостью.Гоголь описывает Коробочку какограниченную помещицу, недаром Чичиковназывает ее “дубинноголовой”.

Единственное, чтоее волнует, так это деньги и чтобы как-нибудьне продешевить.Всепомещики, показанные в поэме, хотя иразличны по своим внешним качествам, но всеони похожи друг на друга своейбездуховностью, внутреннейограниченностью. Даже живой и общительныйНоздрев, который при первой встречепроизводит впечатление человекадобродушного и веселого, поражает своейдуховной нищетой. Ноздрев — человеккапризный, взбалмошный и даже злой, если что-нибудьоказывается ему не по вкусу. Автор называетНоздрева человеком поступков.

Но все поступки Ноздрева без разумной цели.Как всегда,интерьер соответствует характеру помещика:“В кабинете, в котором, впрочем, не былозаметно следов того, что бывает в кабинетах,то есть книги или бумаги, висели толькосабли, да два ружья”. Речь Ноздревасоответствует основным чертам егохарактера, она стремительна, неуправляема.Собакевич,такой же крепкий, как и его хозяйство. Онсчитает, что крестьяне должны как можнобольше трудиться на помещика, и добротныеизбы крестьян — это как залог ихработоспособности. Материальный интерес —единственный интерес в его жизни.

И даже замертвые души Собакевич старается поднятьцену как можно выше.Крайнейстепенью деградации является Плюшкин — “прорехана человечестве”. Это — единственныйпомещик, чья история жизни прослеживаетсяполностью. Этот образ не только комичен исатиричен, но и трагичен. Имение Плюшкинанапоминало “вымершее место”, иединственное, что могло привлечь, это сад,находившийся позади дома. Даже внешнеПлюшкин был похож на нищего, хотя былбогатым помещиком. Но все это богатствокопилось без цели, не находя никакогоупотребления, поэтому Плюшкин становитсяскупым и жадным.