Сочинение «ИЗОБРАЖЕНИЕ КРЕПОСТНИКОВ-ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ».»

Загрузка...

ИЗОБРАЖЕНИЕКРЕПОСТНИКОВ-ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ"МЕРТВЫЕ ДУШИ".Поэма "Мертвыедуши" - энциклопедия русской жизни 30-40годов XIX века.Прежде всего, это видно в широте охватаописываемых явлений Гоголь описывает неотдельные уголки России того времени, онпоказывает типичные картины самой обычнойжизни помещиков, чиновников и народа наобширных просторах страны. Картина жизникрепостной России, развернутая Гоголем впоэме "Мертвых душах", прозвучала какгрозное обвинение царского правительства иправящих классов той эпохи. Изображениепомещиков, дворянства, этой опоры царскогосамодержавия, с беспощадной силой иисторической правдивостью явилосьвеличайшей заслугой писателя, победойкритического реализма.Средиунылых деревень стоят дворянские усадьбы, ав них паразитически живут и властвуют надкрестьянами Маниловы, Плюшкины, Коробочки,Собакевичж, Ноздревы и им подобные. Все онидавно потеряли человеческий облик и неживут, а "коптят небо" - ленивые грубые,жадные до плодов чужого туда, расточителинародного достояния. Паразитизм,корыстолюбие, пошлость, интеллектуальноеубожество присущи не только помещикам, но идругим слоям так называемого "образованногообщества".

Того времени. Ржсуя картиныкрепостнической действительности, Гогольподчеркивает широкую распространенностьизображаемых им характеров. Писательотмечает, что выведенные им в поэме образы"не портреты с ничтожных людей, а в нихсобраны черты тех, кто считает себя лучшими".ТаковМанилов, при знакомстве с которым казалось,что он "приятный и добрый" человек. Новскоре оказывалось, что если не отойдешь отнего, "почувствуешь скуку смертельную"."У него нет никакого задору", кромежелания наслаждаться "приятностями".Это был человек "ни то, ни се".Маниловщина стала нарицательнымобозначением пустой, оторванной от жизнимечтательности, беспринципности,мягкотелости.

Подстать ему Ноздрев - "разбитноймалый", легкомысленный, ничтожныйчеловек, неисправимый лгун, нахал,картежник, пьяница, грубиян и скандалист.Ноздревщина - типичное воплощениеразгильдяйства, легкомыслия, падкости навранье ипустую болтовню, порождения помещичьегопаразитизма.Широкоесоциально-моральное обобщение дано вобразе Плюшкина. В нем показан неистовыйскряга, алчный стяжатель. Страстьнакопительства вытравила в нем всепризнаки каких-либо человеческих чувств, ион стал, "прорехой на человечестве".

Онсовершенно опустился, утратил человеческийоблик и забыл все моральные нормы и законы,присущие людям. Страшно то общество, вкотором возможно появление таких типов, как Плюшкин. Не менее страшен и такой тип людей,как помещик Собакевич. Медведеобразный, онсчитает всех окружающих мошенниками,разбойниками. Свою кулацкую натуру онпроявляет и в отношениях с людьми, и вовзглядах на жизнь. Показывая типичностьСобакевича, Гогольговорит, что появившись в среде ученых и кое-какнахватавшись, верхушек знаний "ученые"Собакевичи не дают хода "всем тем,которым в самом деле узнали какую-нибудьнауку".

Немало былона свете характеров, подобных "дубиноголовой"Коробочке. Коробочки встречались среди "государственныхлюдей и в аристократическом свете, гденемало было любящих блеснуть "вытвержденнымимыслями". Гоголь принадлежит к числу техписателей, которые пользовались присоздании образов деталями, взятыми из жизни.Рисуя образ, Гогольпрежде всего создает зрительно-рельефныйпортрет, дает яркое изображение еговнешнего вида.

Характеры Манилова,Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкинаво многом раскрываются уже во внешнемописании.