Сочинение «ФИЛОСОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧААДАЕВА П. Я»

Загрузка...

Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представителей филосовской мысли Росии западнического направления. Он всегда привлекал внимание историков руской мысли. Правда ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, - его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из "филосифических писем" напечатанном при жизни автора. Мировой читатель долгое время был лишен возможности узнать развитие и суть филосовской концепции Чаадаева, так как опубликовано было только одно письмо при жизни. Кроме того, сами письма считались утерянными и найдены были только в 1935г. несколько писем не было опубликовано, так как в них Чаадаев положительно отзывается о религии.Перейдем к изучению концепции Чаадаева.Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом, поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всего его религиозную установку.

Не смотря на религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам говорит:" Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а просто христианский философ".У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная, натура искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не случайной, а всецело и до конца воодушевленной христианством. Если один из величайших мистиков христианского Востока (св. Исаак Сирианин) глубоко чувствовал "пламень вещей", то к Чаадаеву можно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувствовал "пламень истории", ее священное течение, ее мистическую сферу. В теургическом восприятии и понимании истории - все своеобразие и особенность Чаадаева. По теургической установке, Царство Божие строится при живом участии людей. Основная богос Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении, как Церковь. Действие христианства в истории во многом остается таинственным, по мысли Чаадаева, ибо действующая сила христианства заключена в "таинственном его единстве"(т. е. в Церкви).

Исходя из теургической оновы сыоей концепции, Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственности его за ис-торию(хотя исторический процесс таинствено и движется Промыслом), и поэтому решительно выражает против "суеверной идеиповседневного вмешательства Бога". Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает от-ветственность и свободу человека. Но здесь его философские построения опираются на его антропологию, к краткому изложениюкоторой мы сейчас и перейдем."Жизнь (человека, как) духовного существа,- писал Чаадаев в одном из своих "Философических писем",- обнимает собой двамира, из которых один только нам ведом".Одной стороной человвек принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - ноот "животного" начала к "разумному не может быть эволюции".Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде.

Человек глубочаеше связан с обществомбесчисленными нитями, живет обной жизнью с ним. Без сляния и общения с другими людьми мы были бы с дества лишены разумностии не отличались бы от животных. Из этого признания существенной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычай-но важные выводы. Прежде всего,"происхождение" человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, чтосоциальное общение уже заключает в себе духовное начало, - иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум вновых человеческих существах, но свет разумности хранится и передается через социальную среду. С одной стороны, индивиду-альное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально входит в человека от общения с людьми, с существе своем исходитот того, что выше людей - от Бога.