Сочинение «Боль о человеке в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание»

Загрузка...

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.Ф. М. ДостоевскийВ романе Достоевского “Преступление и наказание” впервые со всей очевидностью встала проблема самостоятельного создания новых духовно-этических ценностей. Ведь писатель работал над ним в условиях трудной жизни конца 60-х годов, когда не только не сгладились, но еще более обострились все противоречия. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительное состояние двойного социального кризиса. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности.

В атмосфере идейного бездорожья и со - циальной расшатанности появляются первые симптомы новой общественной болезни. Достоевский был одним из первых писателей, кто поставил ей точный социальный диагноз и вынес суровый нравственный приговор. В этой связи его можно считать самым жестоким художником XIX века. Он обнажил такую жестокую правду жизни, показал такие человеческие страдания, которые трудно вынести.

Но он был одержим ог - ромной любовью к людям и не хотел закрывать глаза на горь-кую действительность, он считал себя ответственным за то, чтобы открыть глаза людям, заставить их искать пути избав-ления от страданий и социальной несправедливости. “Во всех произведениях Достоевского мы находим одну общую черту — это боль о человеке, который признает себя не в силах или не вправе быть человеком настоящим” (Добролюбов).Достоевский в своем творчестве продолжает тему “малень - кого человека”, поднятую в русской литературе Пушкиным и Гоголем. Его герои — это “униженные и оскорбленные”, это “маленькие люди” в большом мире социальной несправедли-вости. И именно в изображении таких людей проявляется “боль о человеке” Достоевского.“Боль о человеке” — это основное чувство писателя, протестующего против социальных устоев жизни, против положе-ния, “когда человеку некуда идти”, когда человек задавлен бедностью и нищетой. Жизненные условия, в которых находятся герои романа, ужасны.

Духота петербургских трущоб — частица общей безысходной атмосферы произведения. Теснота, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине про-, странства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с недоверием, с подозрением; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближних.И в этих условиях развивается личное сознание и отрицание нравственных идей и законов масс. Человек как личность всегда в этом состоянии становится во враждебное, отрицательное отношение к авторитетному закону масс. Это “распадение масс на личности-” с точки зрения нравственной и психологической — состояние болезненное.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни “униженных и оскорбленных”, жизни на каких-то позорных для человека условиях. И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда “безнравственным” становится само неукоснительное требование нравственности. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет.Бесчеловечная теория “крови по совести” тесно связана с “наполеоновской идеей” Раскольникова. Герой хочет проверить: “необыкновенный” ли он человек, способный на миро-потрясение, или “тварь дрожащая”, как те, кого он ненавидит и презирает?В разоблачении крайнего индивидуализма, античеловеческого мифа о “сверхчеловеке” проявляется гуманизм Достоевского.

И здесь напрашивается первый вывод, к которому нас приводит великий писатель-гуманист: “Исправьте общество, и болезней не будет”.С первых минут совершения преступления вненше стройная теория Раскольникова разрушается.