Сочинение «АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ФОРМЫ ЕЕ ВЫЯВЛЕНИЯ В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”»

Загрузка...

Роман Ф. М.Достоевского был опубликован в 1866 году.Фабула произведения — убийство,совершенное бывшим студентом РодиономРаскольниковым, и расследование этогопреступления. Описывая жизнь того времени,Достоевский поднимает различные проблемы.Одна из них — человек и общество.Многиегерои Достоевского одержимы идеей поискасмысла жизни и пытаются вырваться из кругапротиворечий жизни. Одержим желаниемизменить жизнь и Раскольников. Исследуятрагизм судьбы униженных, Достоевскийстарается “найти в человеке человека”,—так отмечает он в записных книжках. Этостремление автора выражается в егоотношении к героям, к событиям, которые онизображает в романе.

И эта позиция — взглядпрежде всего реалиста. Сам Достоевскийговорил: “Я лишь реалист в высшем смысле, тоесть изображаю все глубины душичеловеческой”. Этот истинный реализмпроявляется в глубоком психологизмеповествования. Боль писателя за униженных,раздавленных жизнью людей сливается с ихболью и обидой.

Однако он не растворяется всвоих героях, они существуютсамостоятельно, независимо. Автор лишьстремится проникнуть в суть человеческогохарактера, обнажить те страсти, которыетерзают его героев. Достоевскийвыступаеткак тщательный исследователь всех “движенийдуши человеческой”, но делает это в разныхситуациях по-разному, никогда не выражаясвоей прямой оценки. Он подробно описываетбедный квартал Петербурга, где ютитсяРаскольников, его прогулки по Сенной, истановится ясно, что автору близка и дорогаэта часть Петербурга.Подробноописывая все оттенки меняющегося состоянияРаскольникова, Достоевский все-такиоставляет читателю возможность самомуделать выводы. Очень часто в его описанияхсодержатся намеки, догадки. С самой первойвстречи Раскольников предстает как человек,одержимый идеей, терзаемый внутреннейборьбой.

Неопределенность душевногосостояния героя создает ощущениенапряженности. Тревожные предчувствияусиливают монологи Раскольникова.Размышляя над письмом, полученным из дома,он словно вступает в разговор с сестрой иматерью, так явственно звучат их интонации.Сцена засценой включают все новых лиц в действие.

Иесли в начале романа автор подводит нас ктеории Раскольникова наметками,развертывая в форме статьи, написаннойРодионом,то по мере развития сюжета идея этаобсуждается, оценивается другими героями,подвергается сильнейшему испытанию.Раскольников, чувствуя, что погибает,мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, нобунт индивидуалистический, связанный стеорией, по которой сильные личности имеютправо нарушать человеческие законы, дажепреступая через кровь, имеют правовластвовать над слабыми, которых считают “тварямидрожащими”.ОбразРаскольникова не лишен обаяния. Он честен идобр, склонен к состраданию. Беспокоится оматери, любит сестру, готов помочьнесчастной обреченной девочке, котораяпоразила его своим видом, тревожится осудьбе Мармеладовых. Убедив себя, чтосмерть старухи спасет тысячи жизней, он неможет сладитьсо своей растревоженной совестью.

Душевнаяуязвимость обостряет страданияРаскольникова, он постепенно начинаетзадумываться над тем, насколько вредна еготеория. Может ли сильная личностьпереступить закон, если обрекает себя иблизких на нравственные страдания? Сначалаему казалось, что если существует правосильного, если мир, разделенный наугнетателей и угнетенных, стонет отнесправедливости, то он вправе преступитьзаконы общества. Но не смог.

И не смог,потому что преступление отчуждало его отлюдей, потому что не старуху убил, а принципубил, “себя убил”. Раскольников невыдержал испытания, которому себя подверг,и в этом его спасение. Потрясенныйвеликодушием и душевной силой СониМармеладовой, Раскольников оказываетсяспособным приблизиться к нравственномувоскрешению.