Сочинение «Анализ стихотворения «Настанет день — исчезну я…»

Загрузка...

Настанет день – исчезну яА в этой комнате пустойВсё то же будет: стол, скамьяДа образ древний и простой.И так же будет залетатьЦветная бабочка в шелку,Порхать, шуршать и трепетатьПо голубому потолку.И так же будет неба дноСмотреть в открытое окно,И море ровной синевойМанить в простор пустынный свой.ВОСПРИЯТИЕ:Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения:Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро не станет,а мир будет всё также маняще – прекрасен.С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том, что смерть это совсем не конец, не катастрофа, и, что пусть человек и исчезнет, но опять же - лишь он,а много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и неизменный.Во-вторых, сам - собой напрашивается и третий вариант: - стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, если хотите.Теперь попробуем разобраться во всём по-подробнее.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:1. Идея: Всё движется к концу, но что-то остаётся.

Эмоция: Печаль и надежда.2. Образы и мотивы:Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона)Бабочка, море, небо, простор.Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив)Не живая, пустая комната со стулом и т. п. и будет залетать бабочка – живое существо; такая же как залетает сейчас. ТПредметный состав:день комната янеба дно стол бабочкаморе скамьяпростор образ (икона)потолококноКакие получились группы слов:Первый столбец – описание природы.Здесь особенно бросается в глаза словосочетание «неба дно» - этакая метафора ещё раз дающая понять, что всё конечно.

( по крайней мере она создаёт такой намёк )И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление:НЕБО - МОРЕ - две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные, стоит ли говорить, что море тоже имеет дно… далее после существительных море и небо идёт ещё такое существительное как ПРОСТОР – ещё одно объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях.И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно возникает уже знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего стихотворения.Второй столбец – самый большой, - от экстерьера мы переходим к интерьеру ( в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической обстановке.Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и… ОКНО- своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через которое мы и переносимся в этот простор о коем говорилось выше, - простор моря и неба.И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов, но самый, на мой взгляд, интересный и ёмкий.Эти два слова – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА».

Всего два живых существа в окружении природы неживой.И снова приходит на ум идея возрождения – реинкарнации.Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма).2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:Пустая (комната)Древний и простой (образ)Голубой (потолок)Пустынный (простор)Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же.Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => лёгкая грусть.Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше, -Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической особенности и неприкосновенности (это я об иконе).