ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Загрузка...

А. П.Гапонюк

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ

СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Современная российская молодежь живет в мире, сложном по своему со-

держанию и тенденциям развития. Резко меняются характер, темп и ритм соци-

ально-экономических преобразований, предъявляющих к растущим людям же-

сткие требования. В свою очередь, это ведет к дестабилизации и рассогласова-

нию деятельности различных институтов, влияющих на становление подрас-

тающего поколения. В средствах массовой информации превалируют идеи,

образы, стереотипы, которые разрушительным образом влияют на формирова-

ние личности. За последние десятилетия в России, как и во всем мире, отмече-

на тенденция к распространению и увеличению многообразия форм амораль-

ных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения среди

лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом

является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, прояв-

ляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение об-

щественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстратив-

ное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах

стали проявляться жестокость и агрессивность. Появились молодежные воени-

зированные формирования, группы экстремистов, подростки занимаются про-

ституцией и сутенерством.

Одновременно с перечисленными явлениями медицинская статистика сви-

детельствует о снижении уровня умственного и физического развития моло-

дого поколения, росте смертности в соответствующих возрастных группах,

распространении социальных заболеваний и особо опасных инфекций, а также

психосоматических заболеваний и тяжелых душевных состояний тревоги, страха,

тоски, тревожно-депрессивных расстройств. Их причины лежат во-первых, в воз-

растании эмоционального напряжения и конфликтов в повседневной жизни каж-

дого человека, особенно городского жителя; во-вторых, в состоянии неудовле-

творенности собой и своей жизнью, которое зачастую формируется средствами

массовой информации; а в-третьих, современный человек довольно часто ис-

пытывает трудности установления теплых, доверительных контактов и получе-

ния социальной поддержки и часто страдает от одиночества. Особенно подвер-

жены этим процессам подростки [8, с. 46].

В этой связи особое значение приобретают серьезные изменения в ценно-

стно-нормативной сфере, общественных связях и отношениях, которые про-

изошли в российском обществе за последние годы. Проблемы выживания,

ставшие актуальными для большинства членов общества, оказывают сущест-

венное влияние на процесс социализации растущего поколения, размывая его

ценностные ориентации, усиливая кризис духовного мира юношества и недове-

рие к социальным институтам. Это влияние опосредуется внутренними усло-

виями психологического развития личности молодого человека. К ним, в частно-

сти, относятся психологические механизмы отражения трудностей жизнедея-

тельности, с которыми связаны ожидания и предвосхищения жизненных про-

блем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоле-

ния [5, с. 26].

Социальная почва для развития тревожной и невротической личности в

России была всегда. В последние годы ухудшилось здоровье подрастающего

поколения и демографическая ситуация в стране, появилась необходимость

уделять особое внимание как физическому, так и психологическому здоровью

молодежи. Кроме того, новое поколение мыслит иными категориями, поэтому

исследование поведения подростков и их мира ценностей необходимо для изу-

чения особенностей формирования поведенческих реакций молодежи и воз-

можной коррекции процесса ее социализации. Таким образом, многие личност-

ные проблемы современных людей имеют признаки невротических наклонно-

стей, связаны с тревожностью и чувством незащищенности, зависят от измене-

ний окружающей среды и заставляют искать пути разрешения внутренних кон-

фликтов [4, с. 16].

В связи с увеличением перечня асоциальных форм поведения современных

российских подростков, высоким уровнем преступности, наркомании и прости-

туции в их среде, наблюдающихся на фоне ухудшения физиологического и пси-

хологического здоровья подрастающего поколения в целом, а также демогра-

фической ситуации в стране, становится все более актуальным изучение причин

и особенностей поведенческих реакций молодого поколения. В то же время в

обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие

сегодняшнюю социокультурную ситуацию [12, с. 120].

В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального

расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни,

социальная идентичность, позиция, статус. Социально-экономические преобра-

зования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятиле-

тий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разруши-

ли традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной

и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общест-

ва, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубля-

ется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической на-

пряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики,

которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохране-

ния и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, истори-

ческой памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к

другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в

лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в

политической и общественной жизни [7, с. 20].

Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской

культуры, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных террито-

рий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к

унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населе-

ния) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западно-

го образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных

запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культур-

ной индивидуальности.

Происходит значительная переориентация общественного сознания — с ду-

ховных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия,

гедонизма. Исследование Российского Института искусствознания показало, что

за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных

ориентации: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной

части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни.

Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине»,

взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функ-

ции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравст-

венного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в со-

циологии характеризуется понятием аномии, т. е. безнормности. Ценности и

нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной

культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы [10, с. 4].

Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то

мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной ин-

теллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравст-

венного развития. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности

и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами,

демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества се-

годня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры [3, с. 11].

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаля-

ется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы об-

разования, политика средств массовой информации, которые внедряют в соз-

нание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное

отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демо-

кратических идеалах и ценностях, усиливается настроение безнадежности, не-

верия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие

декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ве-

дет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу [9, c. 112].

На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как

консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса ду-

ховного преображения России. Основной акцент в государственной культурной

политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассмат-

ривается как необходимый компонент демократического общественного устройст-

ва и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государст-

ва. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют

управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в куль-

турной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможно-

сти культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования,

позволяют увеличить фонд заработной платы и т. д. С другой стороны, происходит

коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой

деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на

извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного

гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноин-

дустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией, коммерческая

культурная продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эсте-

тических критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает

влияние на общественное и индивидуальное поведение, прежде всего на уровне

потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов [6, c. 30].

Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации

духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процес-

сами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жиз-

ни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятель-

ности [1, с. 9].

Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная

часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными

структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и

т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реаль-

ность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценно-

стное значение в молодежной среде [2, с. 7].

Грубое поведение подростков часто повторяет увиденное на телевизи-

онном экране. Для многих подростков все труднее становится нормально

взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных

особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных

и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностны-

ми замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других [11, с. 12].

Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более ин-

тенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с

другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери

гордятся тем, что зарабатывают больше денег и живут лучше, чем их родители,

пережившие войну и период восстановления разрушенной страны. Вместе с тем

возросшая потребность в деньгах заставляет их работать еще интенсивнее и

еще больше. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними пробле-

мами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены

проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на

ошибки и проступки отдельных членов семьи. В то время как внешние пробле-

мы нередко сплачивали и укрепляли семью, внутренние напряженные отноше-

ния ослабляют ее. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом,

то и распадается она легче, чем прежде [13, с. 63].

Никто не может сказать с уверенностью, что даже успешно окончив школу,

он сможет работать в той области, которая его привлекает и которая соответст-

вует полученному им образованию. Рынок труда стал придирчивым. Для мно-

гих, похоже, уже нет на нем места, а те, кто получает возможность работать,

должны быть не только квалифицированными специалистами в своей области,

но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны

уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными рабо-

тать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у подростков

стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же

время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет

чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готов-

ностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии

времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает. У нас становится все

больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увели-

чивается число людей с серьезными психологическими проблемами.

Литература

1. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяю-

щемся обществе. М., 2000. с. 17.

2. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяю-

щемся обществе. М., 2000. с. 25.

3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. С. 117.

4. Вишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по

социологии молодежи. М.: Социум, 2000. С. 19.

17

5. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. 1987. С. 122.

6. Иваненков С., Кусжанова А. Молодежь и государство: инновационные подходы.

(На материалах Оренбургской области). Оренбург, 2005. с. 117.

7. Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Пе-

чатный дом «Димур», 1999. с. 55.

8. Корчак Я. Воспитание личности. М., 1970. С. 57.

9. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970. С. 255.

10. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992. С. 9—0.

11. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И. М.Ильинского, А. В.Шаро-

нова). М., 1993. С. 16.

12. Омельченко Е. Стили жизни Российской молодежи: из XX в XXI век. Народное

образование. 2006. № 5. с. 175.

13. Романенко И. Б. Семья как глобальная проблема // Философия человека и про-

цессы глобализации: Сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. с. 76.