ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯ

Загрузка...

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, является одной из актуальных педагогических проблем, что предполагает её широкое и всестороннее осмысление, а также диктует необходимость детального изучения вопроса о возможности реализации основных концептуальных положений на уровне содержания и организации воспитательного процесса.

Виды деятельности в дошкольном возрасте, способствующие развитию творческого потенциала детей

По мнению многих исследователей, занимавшихся вопросом развития творческих способностей, способности проявляются и развиваются в деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов (Б. М. Теплов, 1961).

Для развития творческих способностей необходимо создавать определённые условия деятельности, используя соответствующие средства.

В дошкольном возрасте основным средством является игра. Немало важное значение, в развитии творческих способностей, имеют музыка и танец. Поэтому необходимо рассмотреть данные средства (игра, танец, музыка) более подробно.

В онтогенезе развития человека, игре принадлежит важнейшая роль. Возникнув вскоре после рождения ребёнка, игра становится первичным видом деятельности и занимает основное место в его жизни на протяжении 10 – 15 лет. Творческий характер игровой деятельности оказывает разностороннее влияние на развитие детского организма и становится основной причиной сохранения интереса к игре на всём протяжении человеческой жизни. И именно поэтому игры постоянно совершенствуются и развиваются.

П. Ф. Лесгафт (2010) считал игры наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Вместе с тем он видел в игре большую воспитательно - образовательную силу, считал ее сложным действием более высокого порядка, чем отдельные гимнастические упражнения, лучшим средством воспитания личности ребенка. Особенно он подчеркивал тот факт, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Ю. И. Портных (2003), даёт следующее определение игры и игровой деятельности. Игра – самостоятельный вид творческой деятельности, носящий символический характер, обусловленный потребностью к познанию окружающего мира и его активного преобразования. Игровая деятельность – комплексная психомоторная деятельность играющих, направленная на достижение условно поставленных целей, субъективная ценность которых заключена непосредственно в самом процессе игры.

Известными психологами (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, 1997) доказано, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игры бывают: подвижные, музыкальные, сюжетно-ролевые и другие.

Ещё Г. В. Лейбниц сказал: «Человеческая изобретательность ни в чём не проявляется так, как в играх». Игра всегда была, есть и будет основным средством развития, обучения и воспитания детей. Особенно важной задачей следует признать постоянное и настойчивое стимулирование игрового творчества, дающего начало для появления новых образцов игровой культуры, способствующего развитию креативного потенциала личности, необходимого в повседневной жизни. Одной из первых эту черту «умелых работников» подчеркнула Н. К. Крупская (1926), она уже указывала на важную роль игры в развитии творческих способностей детей. Н. А. Ветлугина (1981) говорит о том, что в обобщённом виде целенаправленное формирование способностей к игровому творчеству означает побуждение к «разумной творческой деятельности», т. е. движение от мысли к действию, а не наоборот (Ю. И. Портных, С. Л. Фетисова, 2003).

А. В. Запорожец (1998) назвал игру «школой произвольного поведения». При этом он исходил из того, что в игре действия отличаются от прямого задания.

Подвижная игра составляет обширный, многообразный мир ребёнка. Немецкий поэт Йоганн Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк культуры Йохан Хейзинг (1938), называет современного человека «гомо луденс» - «человек играющий».

В игре ребёнок проходит тот путь, который совершило человечество от первобытного состояния до современного. Это положение даёт основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.

Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. А. С. Макаренко (1951) говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Игра – это радость, это возможность быть самим собой. Являясь основной деятельностью детей дошкольного возраста, игра способствует проявлению самостоятельности, «исследовательских» способностей ребёнка. Играя, ребёнок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребёнка, через игру он познаёт жизнь.

Глубокий смысл подвижной игры – в её полноценной роли в физической и духовной жизни народа, которая существует в истории и культуре каждой страны. Подвижная игра не только культурная ценность, но и создатель культурных ценностей. Причём культуры разных народов отражают сходство и неистощимое многообразие. Подвижная игра является важным воспитательным институтом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности общества.

Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. Подражательность, имитация играют важную роль не только в младшем, но и в старшем дошкольном возрасте.

Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, даёт возможность ребёнку познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и творческую деятельность. В каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом.

Большинство подвижных игр, включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям детей, направлять их творческую деятельность. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.

По мнению Э. Я. Степаненковой (2001), использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач, но и активизирует творческую деятельность детей, как основной фактор их выразительности. А если при этом ещё и музыкальное сопровождение, то это даёт двойной эффект для развития творческих способностей, для повышения эмоционального настроения детей. Поэтому в дошкольных учреждениях стало актуальным использование музыки на занятиях физической культуры в процессе выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр.

Музыкальные игры – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально ритмических задач. Она вызывает весёлое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом, способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.

В старших группах детских садов развитие творческого потенциала выдвигается как самостоятельная задача, для решения которой используются элементы проблемного метода.

Радость творчества, по мысли В. А. Сухомлинского, всегда составляет «венец гармонии». Именно поэтому постоянное стимулирование детского игрового творчества, базирующегося на их стремлении сделать каждую игру ещё интересней, становится важнейшей дидактической целью педагога.

Тем не менее, не только игра имеет важное значение в развитии творческих способностей. Музыкальная деятельность и танец также играют важную роль в развитии творческих способностей.

Музыка является катализатором всех двигательных актов. Известно, какое значение В. М. Бехтерев придавал музыке, который считал, что с её помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения». Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина (1981) отмечает «… между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие её образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно её образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребёнком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить её содержании. Музыкально-ритмическое воспитание является одним из стержневых видов деятельности дошкольников, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку, движение и слово. (Сауко Т. Н., 2001)

По мнению Зиминой А. Н. (2002), значительную роль в развитии творческих способностей играет музыка. Ребёнок эмоционально воспринимает её образы, откликается на выраженные в ней чувства, настроения. Музыка как бы ведёт за собой: увлекает, вызывает радость, желание действовать или наоборот, успокаивает, расслабляет, способствует отдыху.

Изучая законы жизни, наблюдая ритмичность движения в природе и трудовых процессах, влияние музыки на повышение работоспособности во время физического труда, учёные-физиологи, психологи, педагоги врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных и воспитательных целях. Органическое единство музыки и движения необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по форме, характеру, динамике, темпу, метроритму. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движения демонстрируют балетные спектакли и такие виды спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика. Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX столетия швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз.

Учитывая потребность ребёнка в движении, вызываемую ростом организма, многие педагоги-музыканты стремились к формированию его моторики и, главное, к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир, проверяет показания других анализаторов. Передавая различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их. Не просто сопровождает движения, а определяет их сущность.

Известно, что основным источником возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи – всё то, что слух человека воспринимает в окружающем мире.

По мнению авторов Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой (1991), танец развивает эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д. Движения, органически связанные с музыкой, её характером (содержанием), способствуют целостному её восприятию, отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Движения являются средством выразительности; главная цель – развивать у детей способность придавать этим движениям характер, связанный с музыкальным образом, делать их выразительными.

Большинство танцевальных упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более чётко выполнять движения. Значительное место в работе занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активизировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение.

В старшей и подготовительной к школе группах многие упражнения содержат игровой момент – соревнования подгрупп; другие учат детей общаться между собой во время движения. Разнообразные методические приёмы, применяемые при ознакомлении детей с упражнением и во время его разучивания, должны соответствовать общим требованиям музыкально двигательного воспитания – углублять музыкальное восприятие детей, содержательность и эмоциональность их движения, развивать у детей самостоятельность и творческую активность.

Подведя итог, следует сказать, что выше перечисленные виды деятельности входят в сюжетные занятия и способствуют развитию творческих способностей. Сообразно с этим важно использовать их в совокупности для наибольшего эффекта развития творческих способностей детей.

Развитие творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

Одним из важнейших факторов творческого развития детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита (О. М. Дьяченко, 1994), Б. Н. Никитина и Л. Кэррола (В. И. Ефремов, 2001), мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается своих возможностей и постепенно поднимает их выше и выше. Процесс познания мира в дошкольном возрасте идет очень интенсивно. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него).

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Доброжелательная помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься (Ефремов В. И., 2001).

Для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Создание только благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

По мнению С. В. Никольской (2004) существенным этапом в формировании психических функций ребёнка является возраст от 3 до 7 лет, когда постепенно развиваются механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности. В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника на занятиях физическими упражнениями необходимо чаще создавать условия для развития наглядно-образного мышления и воображения, которые являются компонентами творческих способностей.

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического развития.

Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Психолог Р. С. Немов (2001) считает, что именно дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создаёт благоприятные условия для формирования у ребёнка общих и специальных способностей. А потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5-7 лет называют «возрастом двигательной расточительности».

Мозг ребёнка, психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет, особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. У ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Б. П. Никитин (1989), в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Б. П. Никитин (1989) считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Б. П. Никитина (1989) именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо, чем у взрослых. Это качество необходимо всячески развивать. В старшем дошкольном возрасте ребёнок точнее и полнее передаёт действительность, перестаёт путать реальное и фантастическое. Воображение старших дошкольников становится всё более активным. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Творческое воображение приближается к творчеству взрослого человека, но продукт творческого воображения не имеет общественно значимой ценности. К возрасту около 6 – 7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда, многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире. Ребёнком дошкольником движут эмоции, для него нет слов «надо», «нужно». Он мыслит формами, цветами.

Подведя итог можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал его как взрослого человека. Говоря о способностях нужно помнить, что они развиваются в деятельности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие» (Р. С.Немов, 2001).