Открытый урок — праздник Здравствуй музыка

Загрузка...

Открытый урок с детьми 6 лет

Осенний праздник «Здравствуй музыка»

В сценарии праздника присутствуют музыкально – ритмические пьесы по авторской программе Т. Тютюнниковой: «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Учусь творить»

Общая тема программы: Творческое музицирование и как форма музыкальной деятельности, и как способ обучения музыки являются принципиально устными.

Виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игры на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры, музыкально – ритмические упражнения, речевые упражнения.

Цель программы: помочь детям дошкольного возраста в музыкально – дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить её эмоционально как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Задачи программы – творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных навыков музицирования; развитие индивидуальности детей, способности к спонтанному творческому поведению; создание предпосылок к формированию творческого мышления.

Методологической основой программы является соединение принципов музыкально – творческой педагогики К. Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики, а также элементы ритмического сольфеджио Э. Жак – Далькроза.

Суть идеи К. Орфа - познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Главный подход Э. Жак – Далькроза – осознание закономерности музыки через импровизированное движение как основу её понимание.

Музыкальная основа программы: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох, современная танцевальная музыка.

Средства музыкально – творческого обучения: музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их синкретическом единстве.

Эта программа рассматривается как модель, на основе которой каждый педагог сможет построить собственный авторский курс, наполнив его музыкой и танцами, речевыми играми и инструментальными пьесами по своему желанию и выбору.

План урока.

Знакомство с педагогами. Распевание «Здравствуйте».

Педагог простукивает ритм. Ребята проговаривают свои имена после паузы.

Ритмические упражнения по типу «Эхо»:

«Тюшки» сл. Т. Тютюнниковой.

«Хлопай – топай» муз. С.Перкио.

«Раз, два, три»

Ритмическая игра «Божия коровка» (проговаривается каноном)

Творческое музицирование. ( Дети приобретают навыки игры на металлофоне и ксилофоне):

«Совершенно непонятно» сл. Р.Софа. (размер 4/4)

«Сосны» сл. И. Токмаковой. (размер 6/8)

Ритмодекламация на музыку Я. Медыни. Сл. Н Матвеевой «Тишина»

Сл. А. Милна «Пик, пак, пок».

Игра «Музыкальная карусель»

Дети с инструментами садятся по кругу. Педагог исполняет музыкальную пьесу, дети подыгрывают. После окончания музыки дети меняются местами. Игра повторяется с начала.

Речевое музицирование со звучащими жестами:

«Молоток» сл. А. Лифшица.

«Мячик» сл. Л.Керн.

«Сапожник» - немецкая народная песня.

Вокально – ритмические пьесы.

«Лифт» - пение и игра на металлофоне.

«Паучок и гамачок» сл. В.Орлова.

«Джон – зайчик» сл. Ю.Тенфьюрд.

«Кошачий ответ» сл. А.Усачёв.

«Сонная песенка» сл. А.Введенского.

«Белая гамма»сл. Т.Тютюнниковой.

Музыкально – двигательная импровизация «Вальс» (кукольный танец)

Маленькие песенки – бусинки.

«Лунный кораблик» сл. П.Синявского.

«Мышиный хоровод» (детская песенка)

«Кузнечик» сл. И.Кузнецовой.

Танец с бубнами. «Мексиканский вальс»

Демонстрация видеоматериалов.

Ход урока.

Дети поют «Здравствуйте» (по тоническому трезвучию)

Педагог простукивает ритм на барабане. Ребята проговаривают свои имена после паузы, стараясь принять красивую позу.

Ритмическое «эхо» продолжает урок. Самое трудное для детей – сначала выслушать ритм, а потом повторить. В этих играх участвуют элементарные, по словам Т. Тютюнниковой, жесты: хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д.

Цель этих упражнений – научить ребёнка быть внимательным, развивать свои творческие способности.

На последующих занятиях ребёнок сам становится в роли ведущего и придумывает свои ритмы. Детям очень нравится эта игра, и они с удовольствием всегда в неё играют. Есть много разновидностей этого упражнения.

Следующая речевая игра «Божия коровка», которая поётся каноном в два и в три хоровода.

Цель этой игры – научить ребёнка слушать пение других.

Творческое музицирование. Важно из урока в урок учить ребёнка навыкам правильной игры на детских инструментах. Для этого существуют речевые упражнения в разных размерах. Дети учатся играть разными длительностями, в разных направлениях. И при этом необязательно учить слова. Слова проговаривает педагог.

Цель этих речевых упражнений - обучать ребёнка навыкам правильной игры на детских инструментах.

Ритмодекламация на музыку очень хорошо развивает у детей чувство коллективной игры. Ведь участвуют много разных шумовых инструментов. Их надо выбрать по смыслу текста песни.

Цель этих упражнений – развитие творческих способностей детей.

Игры типа «Музыкальная карусель» развивают у детей внимание на начало музыки, окончание, паузы. А так же быстроту реакции: после паузы надо быстро пересесть на другой стул, взять другой инструмент и быстро включиться в оркестр. Немало важно, что подобные игры проходят в весёлой, творческой атмосфере.

Речевое музицирование со звучащими жестами. Жесты можно придумывать самим и детям это очень нравится. Тексты короткие, быстро запоминаются. Эти игры можно проводить и с шумовыми инструментами. Ведущими могут быть дети.

Цель речевых игр – развитие координации движений, творческое развитие детей.

Вокально – ритмические пьесы разучиваются отдельно: текст, пение, ритм, игра на металлофоне или ксилофоне. Затем поём и играем вместе, меняемся ролями. Здесь много вариантов: одна группа детей двигается по кругу с пением, другая – оркестр.

Цель пьес – развитие навыков пения, ритма, игры на инструментах.

Музыкально – двигательная импровизация «Вальс» Майкапара (кукольный танец) Музыку можно подбирать разную, удобную для импровизации кукольного танца. Дети придумывают свои движения, отдыхают от конкретных заданий.

Маленькие песенки – бусинки выучиваются желательно наизусть, чтобы во время пения аккомпанировать себе на шумовых инструментах. Выбирается простой ритм – четверти и восьмые, это ритмический аккомпанемент должен легко запоминаться. Песенки соединяют пение, ритм и движение. Дети делятся на группы и исполняют свои действия, потом меняются ролями.

Ритмодекламация на музыку (типа: «Тишина») очень хорошо развивает у детей чувство коллективной игры, внимания. Ведь участвуют много разных шумовых инструментов. Их надо выбрать по смыслу текста песни, слушать текст во время игры.

Цель этих упражнений – развитие творческих способностей детей.

Вокально – ритмические пьесы (типа: «Паучок и гамачок») разучиваются отдельно: текст, пение, ритм, игра на металлофоне или ксилофоне. Затем поём и играем вместе, меняемся ролями. Здесь много вариантов: одна группа детей двигается по кругу с пением, другая – оркестр.

Цель пьес – развитие навыков пения, ритма, игры на инструментах.

«Мексиканский танец» с бубнами имеет свою цель: научить детей слушать музыку, её выразительные средства и выполнять определённые задачи: отметить сильную долю, акценты, движение коротких длительностей и. т.д., а также свободно ориентироваться в пространстве, освобождать руки от зажатости.