Отчёт по методической теме Интегрированный подход на уроках русского языка и литерату

Загрузка...

Отчёт по методической теме

«Интегрированный подход на уроках русского языка и литературы»

Обоснование значимости методической темы

Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием большого массива информационного материала, что создает много трудностей при отборе, структурировании различных источников, а также с проверкой результатов деятельности учащихся.

Целью изучения данного цикла предметов является не простая передача информации, а приобщение учащихся к ходу исторического процесса, к мировому художественному искусству, к овладению искусством слова и воспитанию активного творческого читателя.

В нынешних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Предмет «Литература» - один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, который связан с целым рядом других учебных дисциплин. Специфика литературы определяется сущностью литературы как вида искусства.

Учитывая всё вышесказанное, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

воспитывать всесторонне развитого человека;

активизировать мыслительную деятельность учащихся;

формировать обобщённые знания и умения;

воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить понимать искусство

Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой…

Часто художественные произведения получают свою «вторую» жизнь на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, в музыке и т. д. – то есть, художественное произведение попадает в широкий контекст и может, и должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.

Используя различные виды искусства, учитель тем самым пробуждает различные чувства учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке литературы позволяет «озвучить» и «раскрасить» текст.

Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А эти умения проверяются на ЕГЭ по русскому языку (часть С). Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира.

Интеграция и межпредметные связи с позиций современной педагогики

Многие педагоги до сих пор путают два понятия: интеграция и межпредметная связь. Эти понятия синонимичны, но только на первый взгляд. Ответ находим в словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.

Вопрос о привлечении смежных видов искусств к изучению литературы традиционен для методики преподавания. Начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х гг. интегративные процессы на уровне конкретных учебных предметов в отечественной школе осуществлялись через систему межпредметных связей. В 70-80 гг. им уделялось огромное значение, даже в учебных программах появился специальный раздел "Межпредметные связи". В нем выделялись опорные понятия, факты, указывались темы, которые предполагали межпредметную связь данного предмета с материалом других, чаще всего смежных учебных дисциплин. В начале 90-х гг. в педагогике на новом качественном уровне заговорили о содержательной и дидактической интеграции. Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих установление глубинной связи, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.

Применительно к учебным дисциплинам «литература» и «русский язык» можно говорить о трех видах интеграции.

Первый представляет собой разработку единых универсальных курсов, включающих такие предметы гуманитарного цикла, как литература, русский язык, логика, этика, мировая художественная культура.

Второй тип интеграции - установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами (русским языком, историей, мировой художественной культурой, философией) посредством сквозных идей, узлов знаний, сохраняя при этом автономию каждого учебного предмета.

Третий тип интеграции представлен в программе по литературе для учащихся 9-го класса, завершающих образование. В ней литературные темы представлены в сопровождении разнообразных явлений художественной жизни, позволяющих установить взаимосвязь искусств: литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся представление о разных способах изображения в искусстве человека и мира, расширяют знания о художественных школах и направлениях.

В современной педагогической практике на уроках словесности используется несколько типов интегративных связей. Простейшим из них является последовательный тип интеграции. На таком уроке материал, относящийся к разным видам искусств, организован в своеобразные блоки. На практике нередко такой урок могут вести два педагога-предметника (бинарный урок), что значительно повышает его содержательный и операционный уровень, так как словесник не всегда может на должном уровне анализировать произведения смежных искусств и вынужден обращаться к помощи коллег. Но какая бы форма урока ни была выбрана, он должен иметь стройную методическую концепцию, а все его блоки должны связываться между собой общими темами, идеями, проблемами и т. д.

Второй тип интеграционных связей на уроках литературы - параллельная связь литературы, русского языка и других видов искусств (или учебных предметов), которые изучаются синхронно на каждом из этапов урока. По своей структуре такой урок значительно сложнее предыдущего, так как требует более высокого уровня синтеза. На нем разные искусства, взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, создают целостное представление о художественном явлении, времени, эпохе. Данный тип интеграции особенно эффективен на вводных и заключительных уроках по изучению как творчества отдельного писателя, так и историко-литературного процесса в целом. На этапах такого урока школьники синхронно с изучением литературного текста обращаются к разным видам искусств.

Урок со смешанным типом интеграционных связей характеризуется тем, что может включать в себя как последовательную, так и параллельную интегративную связь литературы, истории, изобразительного искусства и т. д. Смешанный тип интеграции чаще всего распространен на практике, так как он обладает более гибкой структурой и позволяет комплексно привлекать разные виды искусств, выходит к концепциям, идеям, понятиям других учебных предметов, сохраняя при этом автономность литературы как учебного предмета. Такой тип урока используется как в ходе анализа художественного текста, так и при изучении основ теории и истории литературы, но чаще всего на вводных, заключительных этапах изучения литературной темы и особенно на уроках изучения биографии писателя.

Первые три типа интеграционных связей на уроках литературы довольно часто встречаются в современной практике. Они осуществляются как на уровне содержания, так и форм и способов деятельности. Значительно реже встречается опоясывающий тип интеграционных связей.

На таком уроке при изучении конкретного произведения или темы привлекаются сведения из самых разнообразных предметов и искусств, которые дополняют, уточняют, развивают Данный тип интегративного урока может осуществиться только в классе с высоким уровнем ответственности и самостоятельности учащихся, так как свободные ассоциации в рамках определенной литературно-культурной темы предполагают высокую мотивированность обучения, широту кругозора школьников, овладение умениями самостоятельной интерпретации произведений искусств. Рассматривая литературный материал, школьники преломляют его в новых идеях, образах, понятиях, картинах. Структура урока напоминает собой "ромашку", в центре которой литературный текст, а ее "лепестки" - материал других предметов, объединенный на уровне содержания, способов и форм деятельности

Описание опыта работы по теме «Интегративные и межпредметные связи на уроках литературы и русского языка»

В практике своей работы чаще мы используем смешанный тип интеграции, а также традиционные межпредметные связи литературы и русского языка с другими учебными дисциплинами.

Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.

В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее. Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.

Интеграция в основной школе осуществляется через различные виды устных и письменных работ. Так основными видами устных работ в 5-9 классах являются пересказ, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная), отзыв и др., письменных: развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, сочинение небольшого объема и др. На уроках литературы учащиеся вспоминают изученные стили речи, языковые особенности характерные для итого или иного стиля, учатся понимать их роль в изучаемом художественном тексте (эпизоде), находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их. Так, к 8 классу учащиеся уже знают смысл таких понятий, как гипербола, сравнение, эпитет, аллегория, олицетворение и др. В 8 классе более подробно знакомятся с понятием «антитеза», развитие понятия о стиле писателя предполагается при изучении произведений в 9 классе. В старших классах интеграцию осуществляем через комплексный анализ художественного текста, так как именно в 10-11 классах происходит закрепление и углубление знаний по всем разделам языка, расширение знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.

Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но считаем, что нет необходимости сводить урок литературы к грамматическому разбору текста, ведь тогда исчезнет эмоциональный настрой школьников, чувство сопричастности.

Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории.

На уроках литературы, где предполагается тесная связь с историей, мы используем различные приемы: работа со справочниками, с историческими документами (отрывки из них), выступления учащихся, портреты великих исторических деятелей. Так, произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», А. С. Пушкина «Капитанская дочка», Л. Н. Толстой «Война и мир» подразумевают тщательную работу не только над самим текстом, но и над воссозданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.) перед проведением уроков по темам, где предполагается тесная связь литературы с историей, учащиеся получают задание повторить сведения о той или иной эпохе или подготовить устное сообщение (как правило, выступают несколько учащихся с короткими сообщениями, которые позволяют воссоздать общую историческую картину того времени).

Ярким примером синтеза истории и литературы является тема исторического прошлого русского народа, которая сильнее всего звучит, пожалуй, на уроках, посвященных былинным богатырям, защищавшим русскую землю. (6 «а» класс, раздел «У. Н.Т.») Здесь необходимо включение не только материала исторического, но и связь с живописью. Историческая тема в картинах Васнецова, Репина, Сурикова, "Богатырская симфония” и "Князь Игорь” Бородина, героическая тематика русских былин становятся предлогом для глубокого образно – поэтического понимания национальной истории. На таком уроке целесообразно использовать репродукцию картины В. Васнецова "Богатыри”). Причем, следует учесть размеры подлинника (295,3 х 446см), и, при наличии технической возможности, размеры проекции максимально приблизить к ним. Только тогда монументальность этого произведения поразит воображение учащихся и побудит их к серьезному разговору – поиску исторической перспективы в высокохудожественных

Школьная программа по литературе не предусматривает раскрытия взаимосвязей литературы и обществознания, тем не менее, наблюдается связь в рассмотрении многих вопросов. На примере героев литературных произведений учащиеся обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и др. Дети не только говорят о характерах героев произведений, но и сравнивают их поведение, стиль жизни с существующими нормами в современном обществе, опираясь на свой личный опыт.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и «орфографическая слепота», и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы уроки литературы и русского языка были интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Для этого как никогда лучше подходят такие уроки, на которых встречаются смежные виды искусств: литература, изобразительное искусство и музыка.

Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе.

Далеко не каждый человек может описать картину. Ученикам, посетившим выставку, всегда легче составить рассказ по картине. К сожаленью, сельские школьники реже имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода, нежели живущие в городе. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины, и это происходит на уроках по развитию речи.

В начале урока проводим словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Стараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).

На уроках использую различные иллюстрации к изучаемым произведениям, репродукции картин, созданных на мотивы литературных произведений, картины, созданные самими писателями (картины М. Ю. Лермонтова, зарисовки А. С. Пушкина и др). Данный материал является своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Иллюстрации, картины ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы.

Ярким примером использования живописи на уроках русского языка могут служить картины сирени под звуки произведения С. Рахманинова «Сирень (переложение для фортепиано)

Одним из важных элементов работы на уроке литературы и русского языка является создание психологического портрета писателя или композитора. И здесь не обойтись без портретов писателей, поэтов, композиторов созданных известными художниками-портретистами. Такая встреча с искусством позволяет школьникам развивать ассоциативное мышление, глубже понять непохожесть человека, неповторимость его человеческой индивидуальности. Для объективной оценки портрета необходимо упомянуть и об отношении к нему самого писателя. Так, при знакомстве с творчеством Д. Давыдова огромный интерес вызывает картина О. А. Кипренского «Портрет Дениса Давыдова.

Очень интересно проходит урок, когда перед детьми появляется целая галерея портретов героев, с которыми им уже удалось познакомиться, тогда школьники начинают сравнивать свой взгляд на героя со взглядом художника – а значит учатся анализировать, сопоставлять – мыслить. Так, примером служит галерея портретов к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» художника П. Боклевского

При подготовке к уроку, на котором художественное произведение будет рассматриваться во взаимосвязи с живописью и музыкой, школьникам важно не столько чтение специальной литературы, сколько рассматривание репродукций картин художников, прослушивание музыкальных произведений. Заданий, жестко регламентирующих подготовку учащихся, в таком случае не предполагается.

Наиболее популярные и воспринимаемые для большинства современных школьников виды искусства – кино и музыка. Здесь имеет место инерция сознания ученика. Ведь все, что связано с необходимостью (школа, книги, литература, задания, уроки), вызывает неосознанное отторжение и никак не соотносится с главной функцией искусства – гедонистической (от греч. hedone – наслаждение). Тогда как "смотрение" и "слушание", как будто бы не требующие со стороны смотрящего и слушающего никаких усилий, доставляют безусловное удовольствие. И это, несмотря ни на что, удовольствие эстетического порядка. Открытость подростков и юношества к восприятию музыки давно используется педагогами как тропа введения их в искусство и культуру.

Музыка при изучении литературных произведений помогает сформировать у детей многогранное представление о разных явлениях мира, позволяет ставить в широком контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии.

Музыку можно использовать при изучении как поэтических, так и прозаических произведений. До того, как зазвучит музыка, стараюсь не упоминать ни автора литературного произведения, ни автора музыки, а просто предлагаю послушать музыку, постараться уловить ее характер, изменения и попытаться передать свои ощущения, чувства, ассоциации. Дети (даже не обучавшиеся музыке) всегда точно улавливают печаль и радость, темы любви и смерти; отмечают изменения в характере музыки.

Восприятие художественных, литературных и музыкальных произведений побуждает к мыслительной деятельности, развивает такие мыслительные приемы школьников, как анализ, синтез, обобщение, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении. Размышляя рационально – логически, учащиеся легче постигают логику сложных вопросов в изучении произведений, "достраивают” размышления автора, благодаря проводимым аналогиям. Все это является залогом активно – творческого восприятия произведений, которые предлагаются для изучения в старших классах.

«Уроки искусства» всегда приносят положительные результаты, доставляя подлинное эстетическое удовольствие от общения с искусством, побуждают учителя и учащихся к поиску и творческому развитию.

Немаловажную роль в преподавании уроков литературы и русского языка в нашей школе играет включение краеведческого материала в содержание урока или внеклассного занятия.

В образовательных учреждениях нашей области все активнее вводятся учебные предметы и курсы регионального компонента учебного плана с целью формирования национального самосознания. Не смотря на то, что предмет предполагает равноправное изучение не только языка, но и литературы, большую часть урока по-прежнему занимает анализ языковых явлений, а тексты литературных произведений являются лишь материалом, содержащим эти языковые явления.

Во время проведения уроков в рамках Регионального компонента учащиеся школы более подробно знакомятся с культурой, традициями, особенностями природы нашего края, принимают участие в различных мероприятиях. Учащиеся читают произведения, обсуждают их в классе, готовят устные и письменные сообщения об авторах, участвуют в конкурсе на лучшего чтеца стихотворений о родном крае, создают презентации. Проанализировав имеющуюся в школе учебную литературу и художественные произведения писателей и поэтов Ростовской области, мы решили разработать блок занятий по изучению творчества В. С. Золотарёва.

Несмотря на то, что многие методисты говорят о подавлении активности читательского воображения в случае обращения к кино или театральному искусству до изучения художественного произведения, в своей работе мы обращаемся к кино, театральному искусству и анимации не только после изучения произведения, но и параллельно с ним. Такая форма работы позволяет повысить интерес к литературе, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при взаимодействии читательской и зрительской деятельности. Если кинофильм был показан раньше, чем изучается произведение, необходимо поставить перед школьниками вопрос или создать проблемную ситуацию, чтобы мотивировать их обращение к литературному источнику.

Театр – это сплав истории, литературы, драматических сцен, живой игры актёров. Для театра писали лучшие представители мировой культуры.

В школьные программы по литературе и мировой художественной культуре включены отдельные драматургические произведения: «Ревизор» Н. В.Гоголя, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Фауст» И. В.Гёте, « Мещанин во дворянстве» Ж. Б.Мольера, «Гроза» А. Н.Островского, «Вишнёвый сад» А. П.Чехова и некоторые другие. Они вырваны из историко-художественного контекста о театре, как великом искусстве, и стоят как-то особняком в программах. К сожаленью, многие учащиеся нашей школы не имеют возможности посетить настоящий театр. Задача педагога в таком случае расширить кругозор детей, эмоционально настроить школьников так, чтобы им обязательно захотелось побывать в театре, прикоснуться к прекрасному театральному искусству.

На уроках литературы перед изучением драматических произведений мы уделяем внимание знакомству с новыми словами, проводим словарную работу: театр, партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон, сцена и др. знакомим ребят с правилами поведения в театре, а затем «проигрываем» ситуацию «Я в театре». Внимательно изучаем список действующих лиц. В качестве домашнего задания предлагаем школьникам сделать представление одного из героев, «войти в роль» и рассказать о себе, используя материал учебника и дополнительные источники. Учащиеся с удовольствием проделывают эту работу, и следующий урок мы начинаем с «парада действующих лиц», затем ребята обсуждают выступления своих одноклассников с точки зрения режиссера, а чтобы они изменили в поведении героя при его «представлении», а что оставили без изменения, кто лучше бы справился с этой ролью из одноклассников. Во внеурочное время обучаемые 10 класса посетили театр им. А. П. Чехова, что стало также фактором интегрированного подхода в обучении.

Взаимосвязь школьных предметов и различных видов искусств считаем главной целью в своей педагогической деятельности. Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята, ученики с низким уровнем мотивации пытаются подключиться к общему разговору. (Калачёв В. 6 «а» кл., Коршунова Л. 10 кл)Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось помочь заговорить. Да, уроки, на которых встречаются разные школьные дисциплины и разные виды искусства требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Думаем, что содержание этих уроков существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к искусству, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.

В перспективе работы над методической темой планируем создать видеотеку, систематизировать иллюстративный материал для проведения уроков «литература-живопись». Постараемся изучить связи литературы с архитектурой, считаем, что знакомство с памятниками архитектуры и скульптурами тоже будет интересно и полезно школьникам. В апреле обучаемые 7 «а» и 10 отправятся в экскурсионную поездку для знакомства с достопримечательностями города Азова, экспозиция «Золото Скифов», что также явится развивающим фактором.