Осторожно антиигрушка Родителям об играх и игрушках

Загрузка...

Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках

Оставив восьмимесячного младенца на попечение старшего брата, мать ушла в магазин. Старший мальчик играл в тамагочи и, когда малыш заплакал, не услышал писка игрушки. Тамагошка «умер» - младенец оказался в больнице с сотрясением мозга, у старшего мальчика сильнейший стресс. Забота о виртуальном «малыше» затмила чувства к реальному маленькому брату. Кусочек пластмассы и микросхем оказался агрессивен по своей сути. Манипулируя сознанием ребенка, он превратил его в раба игрушки, реальная любовь проиграла виртуальной... Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она - современная игрушка? И какой она должна быть? Своим взглядом на эту проблему делится с нашими читателями Вера Абраменкова, доктор психологических наук, профессор. Возможно, ее подход к этому вопросу, основанный на лучших традициях отечественной культуры и истории, на главных православных принципах, поможет родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек. Или хотя бы заставит задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе? Словом, поможет понять: игра - дело серьезное. Немного истории В интересном историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилетнего Саши - будущего царя Александра I. Само существование такого документа свидетельствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам. Вот эти распоряжения русской царицы Екатерины Великой для приставников (наставников) ее внуков. «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей при игре не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда». Российская царица справедливо замечала: «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их... Питая в детях веселость нрава, надлежит отдалять от их глаз и ушей все тому противное, как-то: печальные воображения или уныние наносящие рассказы, также ласкательства... Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать сними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, через который получили бы умножение знанию...». Мудрые рассуждения и наказы императрицы-бабушки! Они не утратили своей актуальности и по сей день. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки и т. п. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы-игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты и др. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствовать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Это хорошо понимали русские педагоги. Уже в 60-х годах XIX столетия К. Д. Ушинский, А. Я. Симанович и другие педагоги в своих методиках опирались на национальный опыт, используя детский фольклор, традиционные игрушки и игры. Самой ценной в этом плане признавалась самоделка, создаваемая ребенком в процессе самостоятельного труда и противостоявшая, по выражению русских педагогов, «грубым, пошлым и безнравственным фабричным игрушкам». Об игре в бирюльки. Традиционная игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. Стоит вспомнить один истор