Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Загрузка...

Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отобразить его в своей деятельности-играх, рисовании, лепке, рассказах и тд.

Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и творческий характер. Здесь ребенок получает шанс отразить впечатления от окружающего мира, изобразить образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер.

Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя. А это значит формировать в детях наблюдательное умение понимать увиденное, т. е. вырабатывать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается распределить их особенности, анализировать обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей многократно привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать фантазия. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут собственными силами продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. В 2-3 года ребенок несложно усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен применять их осознанно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих присутствие творческих начал в деятельности ребенка. Это-проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных, приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Вначале знание окружающего мира в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок :карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то изображать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то объект, тогда его занятие приобретает изобразительный характер. У ребенка есть цель, задача, которые он стремится реализовать.

Таким образом, первый период творческого процесса - появление замысла - имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла как правило идет длительный этап его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть итог работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Оттого в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

В процессе работы ребенок реализует этот замысел, дополняя его в соответствии с содержанием. Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих стадий иное, чем у взрослого художника.

Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, присутствие разнообразных деталей говорит о желании ребенка сотворить образ, соответствующий реальному.

Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающие обстановку. Художник преднамеренно идет к отбору деталей, изображая всего лишь те, которые способствуют раскрытию образа.

Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А порой и выразительные детали также появляются неожиданно, без сознательного замысла.

Особо доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Цвет в изобразительном искусстве ( живописи, графике) является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных.

Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста, естественно, не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким – либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все сплошь. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета – время от времени цвет вызывает по ассоциации в его воображении какой – либо образ: красный – флаг, ягоды ; зеленый – трава, елочка, крокодил ; желтый – солнышко.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.

Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребенок строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. ( На поляне деревья – справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации

( преувеличение каких - то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребенок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро будет дождь, гроза.

Девочка изобразила цветы на поляне, которые « выросли» до облаков, были больше домов, деревьев. Для этой девочки важно показать красоту, яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречается как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, вся лесная поляна : на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше – деревья, лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.

Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 5 -6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.

Познакомившись со многими цветами, дети 4 – 5 лет зачастую используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски так как, сначала ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может временами противоречить характеристике образа.

Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Однако все же используют цвет в эмоциональном плане: то что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные.

Изложение динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств используемых ребенком.

Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста открыто изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным.

Детское творчество характеризуется и использованием композиционных средств, в первую очередь ритм симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.

Так как ритм свойственен движениям человека в общем, ребенок быстро начинает его использовать сознательно с целью выполнить работу красиво.

Вся композиция рисунка дошкольника создается ритмом, который придает ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен.

В старшем дошкольном возрасте ощущение ритма в свою очередь помогает создать композиционно заполненную картину.

Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты, как будто нарушающие правдивость, говорят о стремлении ребенка представить свои реальные впечатления об окружающей жизни, где отдельный предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С одной стороны, это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке.

Развитие способностей и творческого начала у детей являются двумя взаимосвязанными задачами художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью.

Дети практически постоянно вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

Для того чтобы развить у детей свободу творческого решения, следует научить их формообразующим движениям. Движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых, а позже более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах производить изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть совершено на основе имеющихся представлений о нем. Понятие о движении, производимым ребенком, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно – осязательного) восприятия.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них восторг, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков ; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Обдуманный подбор материалов для занятий. Размер бумаги для рисунков, соответствующий величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный выбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

На всех занятиях важно улучшать активность и самостоятельность детей, пробуждать стремление создать что – то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Нужно подталкивать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

Особое значение приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка. Приобретенный детьми к этому возрасту опыт изобразительной деятельности, рассматривание созданных ими рисунков, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения. Используя усвоенные знания, навыки и умения также позволяют им осознанно оценивать получившиеся изображения. Со временем от общей оценки «нравится» , «красиво» , нужно подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые и составляют его красоту, вызывают ощущение удовольствия, для этого следует устремлять интерес детей на то, как выглядит созданное изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. Задавая вопросы, воспитатель активизирует детей, направляет их интерес на качество изображения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. В случае если на оценку времени не осталось, можно оценить работы во второй половине дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, выделить

что-то, подчеркнуть. Подвести итог занятия.

Опыт работы с детьми по обучению их изобразительной деятельности и развитию творческих способностей убеждает в том, что вырабатывание способностей у детей, впервые начинающих овладевать изобразительной деятельностью, без развития ручной умелости, невозможно. Более того, если воспитатель не учит детей технике работы с разными материалами, не развивает знание творчески их использовать в соответствии с задачей создания образа, то дети усваивают стереотипы друг от друга, старших братьев и сестер, товарищей, от которых им позднее нелегко избавиться, а это в свою очередь тормозит развитие творчества.

Управление творческими деятельностями детей, основанными на интеграции различных видов искусства, должно производиться таким образом, чтобы дети поняли, что одно и то же явление, образ действительности или воображения в разных видах художественной деятельности передается разными средствами. Постижение средств выразительности разных видов художественной деятельности и овладение ими способствуют обогащению представлений детей о мире и искусстве, усугубляет эстетические чувства, оценки и подход к искусству и действительности.

Творческие способности характеризуются проявлением индивидом художественной активности, направленное на образование прекрасного в любом виде творчества и выражающейся в стремлении как можно более подробно отразить задуманное содержание и аккуратно передать образ. Творческая активность характеризуется интересом к художественной деятельности, увлеченностью ею. Говоря о художественных способностях, нужно помнить о том, что для их формирования требуется развитие таких психических процессов, как восприятие, образные представления и мышление, фантазия, а также внимание, память. Рост творческих способностей требует последовательного овладения ребенком навыками и умениями. Необходимо формирование таких качеств личности, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении лучшего результата