Один за другим следуют у меня героиодин пошлее другого

Загрузка...

Один за другим следуют у меня героиодин пошлее другого.(Гоголь).Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет "Мертвых душ". Гогольизображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии. Крупным планом в поэме нарисованы образыпомещиков, этих "хозяев жизни", которые отвечают за судьбу народа. Автор создает типические характеры, крепостникидворяне нередко узнавали в персонажах "Мертвых душ" самих себя. А между тем, эти образы "не портреты с ничтожныхлюдей; напортив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других".

Только эти лица высшего обществаникчемны и пошлы, они лишены знания гражданского долга, чести, совести. Отношение помещиков к афере Чичиковаобнаруживают полноту эгоистичной замкнутости и равнодушия к интересам общества, духовное и нравственное уродство. Этиобщие черты выливаются в отличительные свойства каждого душевладельца.Стремясь создать типический образ, Гоголь использует описание усадьбы интерьер. Так, хозяйство Манилова "шло как-тосамо собою".Его поместье – это парадный фасад помещичьей России.

Претензии на изысканность подчеркивают пустоту обитателей усадьбы.Одинокий дом, редкие кусты сирени, серенькие избы производят гнетущее впечатление. В комнатах рядом с дорогой мебельюстоят кресла, покрытые рогожей. А хозяин не понимает, не видит упадка своего хозяйство.

По натуре Манилов обходителен,вежлив, но все это приняло у него смешные формы. Слащавость, сентиментальность составляют сущность его характера. Дажеречь Манилова слишком туманна: "какая-нибудь этакая наука", "паренье этакое". Он никому не доставил пользы и живетпустяками. Жизни он не знает, реальность заменяется пустыми фантазиями. Итак, Манилов – человек "так себе, ни то нисе".

Коробочка – "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набираютпонемногу деньжонок в мешочки…" Она не предаются мечтаниям, как предыдущий образ, она расчетлива и занята тольконакоплением и своим хозяйством. Захваченная жаждой наживы, она торгует всем: салом, пенькой, крепостными. Люди для нее –всего лишь одушевленный товар. Она даже не удивляется странному предложению Чичикова, но боится продешевить: "Они того…

они больше как-нибудь стоят", - о отправляется в город узнать цену. Чичиков, а вместе с ним и автор, называет ее"дубинноголовой".В Ноздреве Гоголь подчеркивает бесцельную активность: "…он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войтив какое хотите предприятие, менять все, что хотите". Но так как его начинания лишены цели, то ничто до конца Ноздрев недоводит. В его разрозненном имении только псарня находится в отличном состоянии: среди собак он "как отец средисемейства". Он совершенно спокойно обманывает, у него нет никаких моральных принципов.

Крестьяне своим трудом создаютвсе блага и избавляют помещика от забот. Ноздрев привык получать то, что хочет, а если кто-то противится, он становитсяопасным: "Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории". Он ведет себя развязно, грубо. Гогольиронически называет героя "историческим человеком".Похожий на медведя, Собакевич обладает всеми соответствующими повадками.

В его теле "совсем не было души". Мебель вдоме тоже напоминает самого хозяина. Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя.Он всегда заботится только о своей выгоде, и главная его цель – наполнение желудка. Собакевич "хозяйственен", умен ипрактичен: он не разоряет крестьян, так как ему это невыгодно. Ко всем он относится с собственной меткой: плут имошенник.