Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной

Загрузка...

Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русскойдраматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правиламклассицизма: соблюдается единство времени (сутки), места(дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); героиделятся на положительных и отрицательных. Придерживаясьрамок классицизма, Фонвизин создает сатирическую комедию,в которой выводит узнаваемые современные типы и поднимаетзлободневные социальные проблемы. Именно поэтому власти с большойнеохотой разрешали единичные постановки «Недоросля» Названиекомедии несколько маскирует ее главный политический смысл. Можноподумать, что пьеса посвящена, прежде всего, проблемам воспитаниямолодежи.

Действительно, о воспитании много говорится в комедии,и имя ее героя, недоросля Митрофанушки, стало нарицательнымдля обозначения молодого лентяя. Однако главным в пьесеявляется обличение произвола помещиков - крепостников. Фонвизин,прикрываясь темой воспитания, замахнулся на основы государственногоустройства. В уста Стародума автор вложил свои смелыеидеи о несправедливости существующего строя и необходимостиего изменения. Герои комедии сталкиваются прежде всего в идейном,а не любовном конфликте. Интрига, связанная с борьбой за богатуюневесту, является второстепенной.

Герои разделяются на двалагеря по идейному принципу.Простаковы и Скотинин - главные представители лагеря противников.Простакова заправляет всем в доме и не представляет себе,что власть ее над простыми людьми кто-то может ограничить. Никакихморальных ограничений для Простаковой не существует. «Развея не властна и в своих людях?» - удивляется она, когда Правдинзапрещает без причины наказывать крепостных.

Простакова постоянноругает верных слуг, грозит им наказанием, а порой, не выдержав,сама набрасывается с кулаками. Ее любовь к сыну Митрофанушкеимеет другую крайность. Простакова не видит в своем ребенке многочисленныхнедостатков, потакает ему во всем и готова пойти напреступление ради Митрофанушки. Простаков только формальносчитается хозяином в доме: всем заправляет его жена. Простаковоткровенно глуп и прямо заявляет супруге: «При твоих глазах моиничего не видят». Неудивительно, что их сын растет лентяем, обжорой,трусом и грубияном.

Он не уважает даже горячо любящую егомать. « Не хочу учиться, а хочу жениться» - вот девиз Митрофана.Вполне отвечает своей фамилии Скотинин. В его жизни есть толькоодин интерес - свиньи. Чтобы увеличить их поголовье, Скотининсобирается жениться на Софье. Свиньи живут у Скотинина гораздолучше людей, а он хвастается своей способностью добывать средства:«... всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян,так и концы в воду».

Лагерь положительных героев возглавляют Стародум и Правдин.Стародум выступает как рупор прогрессивных авторских идей,а Правдин олицетворяет действующую справедливую власть. Стародумпроповедует истины эпохи Просвещения и старается следоватьим на практике. Он отказался служить при дворе, посколькутам царит «себялюбие»: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся;об одном настоящем часе суетятся».

Когда Правдин заявляет,что таких достойных людей, как Стародум, необходимо приглашатько двору, в ответ ему звучит крайне опасное высказывание: «Тщетнозвать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве самзаразится». Стародум честно заработал свой капитал в Сибири,деньги не имеют над ним власти. Превыше всего Стародум ценитчесть, достоинство, благородство души: «Без нее просвещеннейшаяумница - жалкая тварь.

Невежда без души - зверь». Последние егослова как нельзя лучше характеризуют отрицательных героев комедии.Правдин является представителем справедливой власти. В финалепьесы он от имени правительства вершит суд: берет в опекуимение Простаковых, делает предупреждение Скотину, отправляетМитрофана на службу.