Галерея помещиков начинается с Манилова, потому

Загрузка...

Галерея помещиков начинается с Манилова,потому что он бесцветнее всех и не будетотвлекать внимание читателя на себя. Крометого, его реакция на предложение Чичиковасразу же ставит на пер. вый план то, чтонужно Гоголю. Если бы на месте Маниловаоказался, скажем, Собакевич, сообщениеЧичикова не произвело бы такого эффекта.Особую рольв композиции играет мотив “кривого колеса”.Вначале расположение глав полностьюсовпадает с планом Чичикова, но затемвступает в действие этот мотив, и геройсбивается с дороги и попадает не туда, кудахотел: вместо Собакевича — к Коробочке,Ноздреву. Игра задуманного и неожиданногосоставляет, таким образом, особенностькомпозиции. Во втором томе она тожесохраняется: вместо одного помещикаЧичиков попадает к другому и так далее.

Еще однаособенность композиции — использование Н.В. Гоголем вставной повести — “Повести окапитане Копейкине”. Действенно и другоеопределение, которым почтмейстерпредваряет свое повествование, — “поэма”.Таким образом, вставная повесть, несмотряна свою кажущуюся самостоятельность,жанрово связана со всем произведением: врамках “Мертвых душ” как поэмы возникаетеще одна поэма.Жанр “Мертвыхдуш” — сложное и оригинальное образование,отразившееся и на композиции произведения.Жанрово-композиционное построение поэмы,по словам Ю. Манна, “в обрисовке путивосстановления конкретной человеческойдуши”. Кроме того, как отметил критик, “притязаниена высшую цель, на сохранение высокогосимволизма, которым облечено дантовскоетворение, Н. В. Гоголь подчеркнулприсвоением “Мертвым душам”жанрового обозначения “поэма”.